The news is by your side.

«…Мой родной величественный Каратау». Притягательная сила гор

Притягательная сила гор

Батыр и писатель Бауыржан Момышулы родился и провел детство в предгорьях хребта Каратау. Он любил родные места — белоснежные вершины Алатау и древние горы Каратау — и неоднократно упоминал их в своих произведениях и беседах, подчеркивая их величие и притягательную силу.

В своей повести-воспоминании «Наша семья» Бауыржан Момышулы приводит легенду-сказание о том, как Аллах второпях создал его родную местность Мынбулак:

«Там, на небольшом клочке земли, радиусом не более пятнадцати-двадцати километров, на каждом отрезке, приближающемся к горам, весна запаздывала на несколько дней и недель, климат и растительность отличались ступенчатостью: чем выше, тем холоднее.

Эту особенность нашего края шутник нашего аула Токмырза приписывал рассеянности Аллаха при сотворении мира.

— Сотворил Аллах мир этот грешный, — рассказывал шутник одному из гостивших у нас степняков, — устал старец после трудов тяжелых и задремал. Очнулся, смотрит: забыл создать наш район. Нахмурился он, рассердился на себя. Сердясь, оторвал кусок ледника с Гималаев и швырнул сюда, — Токмырза показывал на Алатау. — Пока оглядывался по сторонам, ледник начал таять, и потекли тысячи ручейков. Тогда он оторвал кусок от южных гор и влепил его сюда, — он показывал на Каратау, — чтобы запрудить эти ручьи. Делалось им это торопливо, впопыхах, и получилось, как видите: ручьи уперлись в Алатау. Куда же им было деваться?.. И потекли они тогда по склону, с запада на восток. Вот поэтому та речонка и называется Терис (теріс), что значит — обратная. Вот, уважаемые, почему у нас один клочок земли не похож на другой. А для того, чтобы в людях разнообразие было, привел он сперва из жарких иранских сторон в халате нараспашку узбека, потом с берега Енисея — пухловеких киргизов, а вот совсем недавно — белобрысых русских. Это не то, что у вас, в степи, которая разостлана, как скатерть, на ровном месте и лежит себе под солнцем, и живут там лишь одни казахи. А у нас, друг, все разнообразно: хочешь горы — вот тебе горы, хочешь воды — вот она, хочешь хлеба — вот тебе хлеб, хочешь фруктов разных — на тебе их, хочешь базар — вот он тебе каждый день, а не то, что у вас: степь, скот, мясо, и… все».

Также в этой повести Б. Момышулы приводит разговор персонажей за обеденным столом. Один из них говорит, видимо, в целях экономии: «Куда столько соли кладете? Она же не валяется, как камни Каратау!» Эта фраза «из народа» подчеркивает каменистую породу гор как снаружи, так и внутри. Как писал Шерхан Муртаза: «Малый Каратау не богат лесами, Малый Каратау богат ископаемыми».

С любовью описывает Каратау Бауыржан Момышулы, вспоминая, как поэт Абдильда Тажибаев приехал к нему на фронт в 1942 году: «Вместе с собой Абдильда привез на фронт и мое детство, и нашу серебряную ковыльную степь, и мой родной величественный Каратау, у подножия которого я вырос». Есть в воспоминаниях и такие строки: «Вспомнились белопенные и гордые вершины Каратау…».

Интересные рассуждения о героях и их месте в памяти народа приводит Бауыржан Момышулы в беседе с писателем Азильханом Нуршаиховым, написавшим о нем интересную книгу «Ақиқат пен аңыз»/«Истина и легенда» (1976): «Все, что опубликовано в газетах и журналах, по истечении времени может затеряться. Имена героев должны остаться в книгах. Снег тает, но Каратау остается. Герой умирает, но память о нем продолжает жить в народе. Счастлив тот герой, чье имя народ сохранит в своем сердце». Это сравнение батыра Бауыржана о памяти героев с Каратаускими горами стало крылатым выражением и часто цитируется, как и большинство его фраз.

(Отрывок из книги автора «Қаратау — киелі жер. Каратау — земля святая»)

Арман ШАУХАНОВ,
кандидат педагогических наук, доцент Университета Дулати

Комментарии закрыты.