The news is by your side.

От древности до наших дней. Керамические изделия могли бы стать визитной карточкой региона

Керамические изделия могли бы стать визитной карточкой региона

Древний Тараз — развитый торговый город на Великом Шелковом пути — в средние века славился своими купцами и ремесленниками. Первые торговали здесь золотом, изделиями из кожи и шелка, коврами и посудой. А большинство товаров производили местные мастера: они чеканили монеты, ткали ковры и ткани, пряли шерсть и вязали из нее полезные и красивые изделия, дубили кожу, делали из глины изящную керамику — посуду и предметы быта.

Как свидетельствуют археологические находки, гончарное ремесло достигло расцвета в здешних краях именно в средние века. Археологов и историков поражает, что многие керамические изделия той эпохи сохранились в первозданной красоте.

— В Древнем Таразе пересекались и разные культуры, что также способствовало развитию гончарного дела. Лепные изделия того времени имеют общие черты с предметами иранских, китайских и японских мастеров. В Государственном историко-культурном заповеднике-музее «Памятники Древнего Тараза» хранятся более 4000 артефактов, большая часть из них — из керамики, — говорит Галия Алимжанова, заместитель директора заповедника-музея.

Известный историк Таисия Сенигова в своей книге «Средневековый Тараз» писала, что по техническим особенностям керамика Тараза представлена изделиями, вылепленными вручную, и изготовленными на гончарном круге. Вручную изготовлены хумы, тандыры, котлы, столики, некоторые типы кувшинов с цилиндрической горловиной, а также светильники и крышки сосудов, а на круге — водоносные кувшины, миски, кружки.

— Таразские кувшины отличаются грушевидной формой, обращенной вниз узким концом, изящными пропорциями горловины с чертами птичьей головки. Каждый мастер создавал свой узор, подчеркивая индивидуальность. Благодаря выработанным веками орнаментальным приемам на коже, дереве, войлоке, кости и металле наши предки смогли воспроизводить их на гончарных изделиях, — говорит экскурсовод заповедника-музея «Памятники древнего Тараза» Багым Тасыбаева.

В некоторых керамических изделиях, найденных археологами при раскопках, применялся сакский звериный стиль. В X-XII веках, когда ислам стал государственной религией, на керамической посуде стали появляться надписи, которые содержали изречения из Корана.

— Каноны ислама запрещают изображать людей, поэтому большое место занимали зооморфные и растительные узоры, — добавила Галия Алимжанова.

С того времени гончарное искусство в общем-то не претерпело каких-то изменений, разве что усовершенствовалось оборудование. Сейчас вместо механического гончарного круга мастера используют электрический, а изготовление керамических изделий из прибыльного дела превратилось больше в творчество или один из методов арт-терапии.

* * *

В Таразе основам гончарного искусства школьников обучают в центре технического творчества города. Наставник Вера Площенко проходит вместе с воспитанниками все технологические ступеньки — от замеса глины до сушки и обжига. Она рассказывает ребятам об истории развития гончарного искусства, особенностях и свойствах глины, учит работать с этим удивительно теплым и пластичным материалом. Изготовленные изделия должны сохнуть две недели, а затем их обжигают в муфельной печи.

— Любая работа руками — это развитие мелкой моторики, внимания, мышления, эстетического вкуса, творческого потенциала. Дети становятся настоящими художниками, создают красоту своими руками, — говорит она.

Педагог гордится учениками, которые продолжают дело мастера. Одна из них, Дарига Аманкосова, также ведет занятия по гончарному делу. Директор цент­ра Марат Ибрагимов рассказал, что в скором времени планируется открыть гончарную мастерскую и приобрести гончарный круг.

Глину в центр технического творчества привозят из Туркестанской области, хотя в нашем регионе немало карьеров, где ее добывают. Думается, керамистам было бы легче, если бы их снабжали местными материалами.

* * *

Есть в Таразе и частная студия «Lashynart». Руководитель студии Гулжан Ибраимова начинала с того, что обучилась гончарному делу в алматинской частной арт-студии. В 2019 году начинающий предприниматель выиграла грант по программе «Дорожная карта бизнеса-2020» и открыла студию.

— Тараз был городом ремесленников. При желании можно было бы вернуть его былую славу. Совсем скоро я планирую выпускать сувенирную продукцию из керамики для продажи. Очень хочу, чтобы древнее искусство стало популярным в нашей области, — говорит она.

Студия редко пустует. Радует, что вместо торговых центров и ресторанов жители выбирают такой вид отдыха. По словам Гулжан Ибраимовой, глину привозят из Алматинской области. Муфельную печь она заказывала в Санкт-Петербурге.

Как мы убедились, есть у нас энтузиасты, желающие развивать гончарное искусство. Им только нужна поддержка. Так мы могли бы возродить гончарный промысел — часть нашей истории. А чтобы он стал еще и визитной карточкой области, искусство древних мастеров нужно нести в массы.

Диана КАЛМАНБАЕВА

Комментарии закрыты.