The news is by your side.

Прогресс и защита. Путь к совершенству через поддержку потребителей

Путь к совершенству через поддержку потребителей

Всемирный день защиты прав потребителей отмечается 15 марта с целью повышения осведомленности, стимулирования общественного диалога по вопросам защиты интересов потребителей, а также привлечения внимания к важности этих вопросов для общества в целом.

Решением ООН эта дата приурочена к годовщине выступления президента США Джона Кеннеди в Конгрессе в 1962 году, где он сказал: «Потребители, по определению, это все мы. Потребители — это крупнейший экономический слой, который воздействует почти на любое частное или государственное экономическое решение… Но это единственный голос, которого зачастую не слышно». Тогда же был заложен фундамент работы всех служб по защите прав потребителей в мире. В докладе Д. Кеннеди были сформулированы четыре основных права потребителя: на безопасность, выбор, информацию и право быть услышанными.

Всемирный день защиты прав потребителей отмечается различными способами в разных странах в зависимости от культурных традиций и особенностей. В этот день проводятся мероприятия, направленные на повышение осведомленности о правах потребителей и защите их интересов.

В некоторых странах организации проводят кампании по просвещению населения о правах потребителей через различные мероприятия, такие, как семинары, конференции, обучающие программы и тому подобные акции. Также акцентируется внимание на проблемах защиты прав потребителей в современном цифровом мире, например, в области онлайн-покупок, защиты данных.

Также этот день может быть отмечен акциями защиты прав потребителей иного характера, например, выездными приемами юристов, где потребителям предоставляется бесплатная консультация по вопросам защиты их прав. Некоторые компании используют этот день для улучшения своих стандартов обслуживания и работы с клиентами, предлагая специальные акции и скидки, чтобы привлечь внимание к важности уважения прав потребителей.

— Закон Республики Казахстан «О защите прав потребителей», принятый в 2010 году, предусматривает обмен или возврат товаров как надлежащего, так и ненадлежащего качества, возмещение в полном объеме убытков и вреда, причиненных жизни, здоровью и имуществу потребителей вследствие недостатков товара, возмещение морального вреда, на государственную и общественную защиту потребительских прав, а также определяет механизм реализации этих прав, — рассказала главный специалист департамента торговли и защиты прав потребителей Жамбылской области Татьяна Федосова.

По ее словам, Международная федерация потребительских организаций каждый год определяет тематику Всемирного дня защиты прав потребителей. В 2024 году он проходит под девизом «Справедливый и ответственный искусственный интеллект для потребителей».

— В последние годы искусственный интеллект стал неотъемлемой частью жизни людей, их профессиональной деятельности и развлечений, оказав огромное влияние на развитие ключевых областей экономики — банкинга, торговли, медицины и промышленности. Одним из самых заметных проявлений искусственного интеллекта в повседневной жизни является использование его в домашних устройствах. Голосовые помощники, такие, как Siri, Google Assistant или Яндекс Алиса, позволяют управлять домашней автоматикой, заказывать товары, находить информацию и многое другое. Благодаря ИИ домашние устройства стали более удобными в использовании, — продолжает Татьяна Федосова.

Искусственный интеллект доказал свою ценность и в медицинской сфере. Алгоритмы машинного обучения способны анализировать огромные объемы медицинских данных для предоставления точных диагнозов и рекомендаций по лечению. Это особенно важно при диагностировании редких заболеваний или поиске индивидуального подхода к пациенту.

— Сфера транспорта также нашла применение искусственному интеллекту. Автономные автомобили используют машинное обучение и анализ данных для принятия решений на дороге. ИИ также помогает в создании более эффективных систем безопасности в аэропортах и общественных местах, способных обнаруживать подозрительное поведение граждан и предотвращать угрозы, — продолжает специалист.

Несмотря на множество преимуществ искусственного интеллекта, специалисты обеспокоены тем, что его применение может иметь серьезные последствия для безо­пасности потребителей, такие, как распространение ложной информации и нарушение конфиденциальности. В настоящее время правовой статус искусственного интеллекта законодательно не определен. Нет ясности, кто несет ответственность за создание и распространение недостоверной или неточной информации, попадающей в открытые источники при использовании искусственного интеллекта.

Современные цифровые сервисы, как правило, содержат значительные объемы информации или представляют широкий ассортимент товаров и услуг, которые в совокупности позволяют удовлетворить индивидуальные потребности большого числа пользователей. Ключевой задачей сервиса является формирование наиболее точного ответа на запрос пользователя. От того, насколько успешно решается эта задача, напрямую зависят экономическая состоятельность и конкурентоспособность сервиса, поскольку каждая успешная транза­кция пользователя тем или иным образом коммерциализируется.

— Государственными органами и общественными объединениями в сфере защиты прав потребителей будут проведены просветительские мероприятия, посвященные вопросам доверия потребителей электронным помощникам — чат-ботам с генеративным искусственным интеллектом. Подобные чат-боты используются для сервисов клиентской поддержки и имитируют человеческое общение. Поскольку основная задача чат-бота — это давать естественные, а не достоверные ответы, он может не отличать правду от лжи и выдавать вымышленные факты за реальные, в результате чего потребители могут получить недостоверную информацию и сделать ошибочные выводы. Поэтому потребители должны быть внимательными при заказе товаров на сайтах, использующих чат-боты, и проверять предоставленную информацию о товарах у других источников, — говорит Т. Федосова.

Сегодня специалисты IT-сферы также активно работают над тем, чтобы искусственный интеллект не приводил к ущемлению прав потребителей, не дискриминировал их на основе различий, не нарушал их конфиденциальность и не создавал
непреодолимых барьеров для доступа к информации или услугам. Для этого разрабатываются и внедряются механизмы конт­роля и обеспечения прозрачности в работе систем, а также ведется повсеместное обу­чение пользователей основам цифровой грамотности для безопасного и осознанного взаимодействия с технологиями ИИ.

— Пользуясь случаем, хочется напомнить, что, если ваши права были нарушены или вы подозреваете, что были обмануты, то можете обратиться в департамент торговли и защиты прав потребителей Жамбылской области. Мы рассматриваем обращения потребителей, поступающие через системы E-tutynushy, E-otinish, egov, Telegram-bot и другие способы связи. Также можно получить бесплатную консультацию по вопросам защиты прав потребителей по телефону 8 (7262) 54-21-69, -добавила Т. Федосова.

Алексей ПОЛЯКОВ

Комментарии закрыты.