The news is by your side.

Равноправное партнёрство

Развитие системы сестринского дела направлено на улучшение качества помощи пациенту

В современной структуре системы здравоохранения сестринское дело располагает значительными кадровыми ресурсами и реальными потенциальными возможностями для удовлетворения ожидаемых потребностей общества в медицинских услугах. 

Эффективное развитие системы здравоохранения в значительной степени зависит от качества подготовки и профессионального уровня, рационального размещения и использования среднего медицинского персонала.

В настоящее время современные теории сестринского дела, основанные на научном подходе и доказательных практиках, представляют медсестру в качестве равноправного партнера врача, который принимает самостоятельные сестринские решения, планирует и осуществляет доказательный сестринский уход, отражая его в сестринской документации. Сейчас партнерство врача и медсестры заключается в том, что врач оказывает пациенту врачебную помощь, а медсестра — сестринскую, работая в рамках мультипрофессиональной команды специалистов здравоохранения для повышения эффективности качества медицинской помощи на всех уровнях системы здравоохранения.

Во всем мире специалисты сестринского дела проходят подготовку не только на уровне базового технического и профессионального образования, но также и в рамках бакалавриата, магистратуры и докторантуры по сестринскому делу.

Вхождение Казахстана в Болонский процесс диктует необходимость приведения образования, профессиональных стандартов, квалификаций и должностных позиций в соответствие с европейскими директивами, в том числе и по сестринскому делу.

В этих целях Министерством здравоохранения РК в 2014 году был разработан и утвержден «Комплексный план развития сестринского дела в Республике Казахстан до 2020 года». В 2016 году он был пересмотрен и утвержден уже Министерством здравоохранения и социального развития Республики Казахстан до 2019 года. План предусматривает внедрение новых компетенций и ролей специалистов сестринского дела в системе здравоохранения, институциональное развитие медицинских колледжей и университетов в соответствии с реформой сестринского дела, создание научной основы для укрепления сестринского образования и развития системы сестринского дела, маркетинг и повышение осведомленности о реформе сестринского дела для формирования позитивного образа новой профессии медсестры, а также разработку и внедрение механизмов координации реформы сестринского дела в республике.

Согласно комплексному плану с 2014 года в пилотном режиме начата подготовка прикладных бакалавров по специальности «Сестринское дело» на базе шести государственных медицинских колледжей. В феврале 2018 года состоялся первый выпуск 308 прикладных бакалавров. Это медицинские сестры новой формации. В их функциональные обязанности входят независимая от врача сестринская оценка, установление сестринского диагноза, назначение плана сестринских вмешательств и контроль их эффективности во всех сферах медицинской деятельности, в медицинских организациях всех уровней, а также индивидуальный прием по отдельным делегированным функциям, обучение пациента/семьи процедурам общего ухода и управлению заболеваниями, организация деятельности по укреп-лению здоровья и профилактике заболеваний, в том числе патронажная служба.

В 2016 году начат проект по ускоренной образовательной программе прикладного бакалавриата по специальности «Сестринское дело» в режиме эксперимента для практикующих медицинских сестер. Шесть медицинских колледжей Казахстана, начавшие реализацию пилотного проекта, реорганизованы в высшие медицинские колледжи. В 2017 году к ним присоединились еще четыре учебных заведения, а в этом году — еще семь.

Разработана и внедрена двухдипломная казахско-финская магистратура по сестринскому делу. С 1 сентября 2017 года начато обучение магистрантов в Казахском медицинском университете непрерывного образования. Магистры сестринского дела будут осуществлять сестринский уход, ассистировать врачу в оказании высокотехнологичных медицинских услуг, участвовать в разработке доказательных сестринских руководств, заниматься педагогической деятельностью в области сестринского дела, проводить научные исследования в сестринском деле.

В 2019 году планируется разработка и внедрение образовательных программ на уровне докторантуры PhD.

Предполагается внедрение новых механизмов функционирования медицинских организаций с равноправными врачебными и сестринскими организационными структурами, введение регистра специалистов сестринского дела и сестринской документации, внедрение инновационных сестринских технологий, развитие современных сестринских доказательных практик, фундаментальной и прикладной сестринской науки, перераспределение и четкое разграничение функциональных обязанностей между врачами и медсестрами разных уровней.

Министерством здравоохранения Республики Казахстан реализуется пилотный проект по разработке и внедрению новой модели сестринской службы в организациях практического здравоохранения. Данный проект стартовал в августе 2017 года, его участниками стали семь высших медицинских колледжей и 29 пилотных медицинских организаций, казахстанские и зарубежные консультанты университета JAMK (Финляндия). Цель пилотного проекта —
разработать и внедрить новую модель сестринской службы на основе надлежащих международных требований к сестринской профессии в организациях практического здравоохранения — клинических базах высших колледжей.

Жамбылский медицинский колледж проводит планомерную работу для реализации Дорожной карты по комплексному плану развития сестринского дела до 2019 года, одной из главных задач которого является реорганизация заведения в высший колледж для внедрения прикладного бакалавриата.

Отделением повышения квалификации проведены семинары для медицинских сестер по новым ролям и компетенциям медсестер разного уровня. Ежегодно проводятся опросы и мониторинг общественного мнения среди населения об уровне осведомленности о реформе сестринского дела и новом статусе медицинской сестры, работодателей об уровне удовлетворенности новыми компетенциями и ролями медсестер в рамках реформы сестринской службы, медсестер об уровне удовлетворенности перспективами профессии.

С целью развития непрерывного профессионального образования путем создания высокоэффективной конкурентоспособной системы подготовки медицинских сестер с согласия управления здравоохранения акимата Жамбылской области в рамках эксперимента с 2016 года колледж включен в проект по внедрению дуальной системы обучения.

Преподаватели предмета «Основы сестринского дела» для получения степени бакалавра обучаются по программе дистанционного образования в Саратовском государственном медицинском университете имени В. И. Разумовского, Оренбургском государственном медицинском университете, дистанционно по образовательной программе магистратуры «Социология медицины» в Уральском государственном медицинском университете.

С 19 по 23 февраля этого года 18 преподавателей предмета «Основы сестринского дела» прошли цикл повышения квалификации «Преподаватель-исследователь сестринского дела». Члены администрации окончили курсы повышения квалификации в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении по программе дополнительного образования «Современные подходы к оказанию медицинской помощи в подготовке медицинских кадров» 12 — 17 марта текущего года со стажировкой в Университете прикладных наук Юго-Восточной Финляндии, а также цикл повышения квалификации «Особенности образовательных программ и методологии обучения по подготовке специалистов специальности «Сестринское дело» с квалификацией «Прикладной бакалавр сестринского дела» на базе ТОО «Республиканский высший медицинский колледж» 11 — 15 июня этого года.

В колледже внедрена система менторства и составлен план подготовки медсестер-наставников на 2018 — 2020 годы. С 11 по 16 июня 2018 года обучены 38 менторов из числа квалифицированных медицинских сестер медицинских организаций Тараза и области по теме «Дуальное обучение наставников в сестринском деле».

В январе 2018 года колледж прошел институцио-нальную и специализированную аккредитацию по специальности «Сестринское дело» до 2023 года.

В июне 2018 года впервые Национальный центр независимой экзаменации провел независимую оценку знаний выпускников медицинских колледжей Республики Казахстан. По результатам тестирования 94,4 процента выпускников специальности «Сестринское дело» подтвердили полученные теоретические знания в колледже.

Ежегодно в колледже проводится работа по мониторингу результатов трудоустройства выпускников. Показатель трудоустройства выпускников 2017 года специальности «Сестринское дело» (90,8 процента) подтверждают востребованность медицинских сестер на рынке труда.

Колледж располагает хорошей информационно-образовательной базой. В образовательном процессе используются четыре сервера с подключением к сети Интaернет, обеспечивающих высокую оперативность и качество взаимодействия всех структурных подразделений колледжа. Программное обеспечение позволяет проводить тестирование студентов в режиме онлайн, видеоконференции, видеолекции, анкетирование в режиме реального времени.

Ежегодно улучшается материально-техническая база, обеспечивающая внедрение в образовательный процесс информационно-коммуникационных технологий. Для реализации образовательной программы используются материально-технические, информационные ресурсы: пять мультимедийных кабинетов, один кабинет мониторинга, кабинеты смарт-анатомии и патанатомии, 325 персональных компьютеров, 77 планшетных устройств, три кабинета с лингафонным оборудованием, 27 интерактивных досок, пять мобильных кабинетов, подключенных к высокоскоростной сети Интернет, четыре симуляционных центра по клиническим дисциплинам. Во всех 12 кабинетах ЦМК рабочее место преподавателя оборудовано персональным компьютером и многофункциональными устройствами.

Колледж имеет собственную современную профессионально оборудованную типографию, а также официальный сайт, ориентированный на предоставление абитуриентам, студентам, родителям и всем заинтересованным лицам полной и оперативной информации о структуре, деятельности и перспективах развития учебного заведения.

В Казахстане реализуется Дорожная карта «Модернизация медицинского образования и науки», одним из направлений которой является совершенствование сестринского дела. Данная работа проводится совместно с экспертами университетов прикладных наук JAMK и LAMK (Финляндия). Проект позволил пересмотреть систему подготовки специалистов сестринского дела. При этом за основу в подготовке медицинских сестер, выполняющих расширенные задачи сестринского процесса, была взята финская модель по подготовке специалистов сестринского дела. Преподаватели колледжа приняли участие в мастер-классе «Совершенствование образовательной программы по специальности «Сестринское дело» на техническом и профессиональном уровне». Мастер-класс провели эксперты университета прикладных наук Финляндии.

Колледж стремится стать ведущим учебным заведением Республики Казахстан по подготовке и переподготовке кадров со средним медицинским и фармацевтическим образованием, и подтверждением тому служат наши достижения: сертификат качества «Халық таңдауы» «Алтын қыран» в номинации «Білім беру қызметі» Региональной лиги потребителей «Қыран» национального бизнес-рейтинга в РК, победа в номинации «За вклад в инновации и сохранение традиций в образовании» Международного конкурса «Европейский Гран-при за качество», национальный сертификат «Лидер сферы образования-2015» за выдающиеся достижения в сфере образования и за весомый вклад в развитие Республики Казахстан, сертификат соответствия KZ01.0858RCC № 0029665, удостоверяющий, что система менеджмента качества к образовательной деятельности в сфере среднего профессионального образования, повышения и переподготовки средних медицинских и фармацевтических работников соответствует требованиям СТ РК ИСО 9001-2009 СМК, диплом участника международной энциклопедии «Лучшие в образовании» за высокое профессиональное мастерство и самоотверженную работу во благо Республики Казахстан, а также седьмое место в национальном рейтинге лучших медицинских колледжей Казахстана-2016.

Жамиля САРЫБЕКОВА,
директор Жамбылского медицинского колледжа

Комментарии закрыты.