The news is by your side.

Символ вечной любви. Как менялся облик мавзолея, признанного жемчужиной древней архитектуры

Как менялся облик мавзолея, признанного жемчужиной древней архитектуры

Наш фотокорреспондент Юрий Ким на просторах Интернета нашел старую фотографию конца позапрошлого века с изображением развалин мавзолея Айши-биби. Подпись под ней гласит: «Семиреченская область. Аулие-ата. Памятник Айша».

— В 1867 году Туркестанское генерал-губернаторство, в составе которого был и город Аулие-Ата, подразделялось на Сырдарьинскую и Семиреченскую области, — поясняет заместитель директора Государственного историко-культурного заповедника-музея «Памятники древнего Тараза» Анна Крокошева. — Через Семиречье и Южный Казахстан, а также древний Тараз проходил знаменитый Великий Шелковый путь.

Мавзолей Айша-биби относят к XI-XII векам, он является памятником архитектуры республиканского значения.

С мавзолеем связана легенда о любви Айши-биби и Карахана. У предания, по словам местных экскурсоводов, насчитывается двадцать с лишним версий.

По одной из них красавица Айша была дочерью Хакима Сулеймена Бакыргани, в народе его звали Зенгы-баба, ученика знаменитого суфийского мудреца Ходжи Ахмеда Яссави. Карахан полюбил 16-летнюю Айшу с первого взгляда. Девушка тоже воспылала к нему страстью. Отец Айши отказался отдавать свою дочь за Карахана, ведь тот, хоть и был ханом, но не слишком знатного рода. Опечаленный юноша уехал в родные места (они находились в районе современного Тараза). Предупредив мать Ануар-ана, но не добившись благословения отца, Айша собралась в дорогу. «Шесть рек ты перейдешь, а седьмую перейти не сможешь», — сказал ей вдогонку отец. Проклятие сбылось. На берегу седьмой на пути реки Асы Айшу укусила змея. Чувствуя приближающуюся смерть, девушка послала весть Карахану. Тот немедленно приехал с имамом, дабы провести обряд бракосочетания. После обряда Айша умерла у Карахана на руках. Хранительницей могилы стала ее няня, подруга Бабаджа-хатун. Преданность ее госпоже не знала границ. Поэтому, когда Бабаджа умерла, ее похоронили неподалеку. Потрясенный и убитый горем Карахан приказал воздвигнуть на могиле своей возлюбленной мавзолей, тем самым вписав имя Айши в вечность.

Согласно разным версиям легенды, Карахан либо уже был правоверным мусульманином на тот момент, либо принял ислам после гибели Айши-биби.

По другой легенде красавица Айша была женой Карахана, и правитель, горюя после ее преждевременной кончины, нашел лучших мастеров, чтобы построить над ее могилой мавзолей невиданной красоты. В письменных источниках сведений о личности Айши-биби тоже не имеется, захоронение в мавзолее археологами не исследовано.

Возможно, легенда об Айше-биби возникла задолго до пришествия в эти края ислама. Сама родословная Айши выдает в ней персонаж, связанный с язычеством, поклонением древним культам и духам предков, ведь ее отцом называется Зенгы-баба, где «баба» переводится как «предок». Еще одна яркая особенность мазара Айши-биби, отличающая его от сотен других, в том, что согласно легенде, он стоит над прахом женщины, как и соседний мавзолей Бабаджи-хатун, а это достаточно редкое явление для мужского мира мусульманских проповедников и праведников.

По словам Анны Крокошевой, для науки шедевр средневекового зодчества был открыт в конце XIX века уездным начальником, страстным краеведом и членом Туркестанского кружка любителей археологии Василием Каллауром. В 1897 году мазар подробно исследован им, приведены данные по визуальному осмотру памятника, сделана зарисовка. Мавзолей непрерывно привлекал внимание ученых, художников, этнографов. Так, например, в 1856 году он был зарисован Шоканом Уалихановым, о чем есть свидетельство в реестре объектов природы, археологии, этнографии и культовой архитектуры «Сакральная география Казахстана» под редакцией Б. Байтанаева.

— Письменных сведений об истории создания мавзолея и личности Айши-биби не обнаружено. Археологическое вскрытие захоронения не производилось. К середине ХХ века доля утраты мавзолея составляла 80 процентов, а купол перекрытия был разрушен еще до начала первых научных обследований памятника, — говорит заместитель директора по науке республиканского государственного историко-культурного заповедника-музея «Памятники древнего Тараза» Галия Алимжанова. — Мавзолей является одним из интереснейших и уникальных памятников архитектуры эпохи Караханидов, не имеющих аналогов в архитектурно-строительной культуре Казахстана и Средней Азии. Он отличается великолепием декоративного оформления фасадов, сплошной облицовкой из терракотовых плит различной формы и орнамента.

До утраты первоначального облика мавзолей Айши-биби представлял собой купольно-центрическое сооружение с равнозначными фасадами. Беспортальный, однокамерный квадратный в плане объем имел длину сторон 4,2 метра, толщину стен 1,5 метра. Руинированное состояние памятника позволило обнаружить его конструктивные особенности. В основание постройки заложено несколько рядов каменных плит, уложенных на грунт. Стены из кирпича с забутовкой бракованным строительным материалом на глине и горизонтальными связями в виде древесных стволов. Деревянная обвязка использовалась и в основании утраченного купола перекрытия. Фасады мавзолея оформлены расположенными по центру глубокими стрельчатыми нишами, заглубленными в тело здания на 1,2 метра. Вход устроен в нише с восточной стороны, в остальных нишах — стрельчатые окна. Наиболее сохранившаяся часть мавзолея — западный фасад, возвышающийся до шести метров. Углы здания акцентированы массивными трехчетвертными колоннами, капители которых расширяются раструбами. Вся поверхность фасадов, ниши, колонн облицована резными фигурными терракотовыми плитками более 60 видов различных форм и узоров. В основе декоративного орнамента использованы растительно-геометрические мотивы. Плитки крепятся путем защемления в кладке стены удлиненных элементов румп «хвостов».

— В 1938-39 годах после экспедиций под руководством исследователя древних культур Средней Азии Александра Бернштама в Алма-Ате был издан историко-археологический очерк «Памятники старины Таласской долины», где также есть упоминание о мавзолее Айши-биби, — рассказала Анна Крокошева. — А еще о нем говорится в собрании Академии архитектуры СССР 1943 года, в труде известного казахстанского архитектора Толеу Басенова «Орнамент Казахстана в архитектуре» 1957 года издания, исследовании искусствоведов Галины Пугаченковой и Лазаря Ремпеля «История искусств Узбекистана с древнейших времен до середины XIX века», изданного в 1965 году.

В 1953 году Г. Пацевичем и в 1962 году И. Зябко на территории мавзолея Айши-биби проводились раскопки, после которых археологи определили, что кирпичи для строительства сооружения, а также различные декоративные части отделки были изготовлены прямо во время строительства в непосредственной близости от мавзолея.

Мавзолей Айши-биби в свое время был номинирован на вхождение в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО, но не попал туда из-за малой степени сохранности. Мазар долго не решались восстанавливать.

— В 1976 году над руинами мавзолея был сооружен стеклянный павильон, защищавший от атмосферных воздействий. Простояла эта конструкция до 2002 года. С 1979 по 1985 год на памятнике специалистами института «Казпроектреставрация» проводились консервационно-реставрационные работы, заключавшиеся в частичном восстановлении стен и укреплении сохранившейся западной стены, — рассказала Анна Крокошева.

Возрождение же мавзолея в своем первозданном виде проводилось в рамках государственной программы «Культурное наследие» в течение трех лет, с 2002 по 2005 год, специалистами Туркестанского филиала РГП «Казреставрация».

По преданию в древности звуки и голоса в строении отдавались эхом на расстоянии 50-100 метров.

Сегодня к мавзолею приходит множество туристов, среди них женщины, которые просят о семейном счастье и материнстве. Приезжают сюда и влюбленные, и супружеские пары. Считается, что те, кто посетит хоть раз мавзолей «вечной невесты», будут жить вместе долго и счастливо.

Лариса ГУБАШЕВА,
фото из архивов, Орлика КИМА
и Юрия КИМА

Комментарии закрыты.