Правда о советских немцах и целиноградских событиях
Недавно мне в руки попала книга «Кремлевский колоброд, или Как немцам создавали автономию». Автор - Амантай Какен, полковник органов национальной безопасности. Читая эту документальную повесть, я открыл для себя малоизвестные страницы отечественной истории и узнал правду о советских немцах, волею судьбы оказавшихся в России и Казахстане. Я один из тех, кто в общих чертах знает историю о том, как с началом Великой Отечественной войны советское правительство депортировало немцев и ликвидировало их автономную республику в Поволжье. Также имел поверхностное представление об июньских событиях 1979 года в городе Целинограде. А еще хуже знал о том, как немцы появились в России, каким репрессиям время от времени они подвергались на новой родине, как создавалась Автономная Советская Социалистическая Республика немцев Поволжья, почему в Москве решили создать автономную область на территории Казахстана и затем отказались от этого волюнтаристского решения. Книга Амантая Какена открывает много неизвестных страниц истории немцев в России и Казахстане, подробно, на основании документов рассказывает, кем и как принималось решение создать автономную немецкую область в Казахской ССР. В проведении национальной политики Советский Союз выступил правопреемником царского правительства - все вопросы решать только насильственными мерами, угрозами. Никому не дано было права высказывать свое мнение, если оно идет вразрез с позицией Москвы. В каждом гражданине как царское, так и советское правительство видели врага. Что там гражданин, если врагами объявлялись целые народы, которые ни в чем не провинились. Единственной их виной была или излишняя подозрительность московских правителей, или принадлежность к определенной национальности. Вспоминается трагедия чеченцев, балкар, карачаевцев и других народов, которых семьдесят лет назад сняли с родных мест и в вагонах для скота повезли в Сибирь, Казахстан и Среднюю Азию. Это случилось в холодные дни февраля и марта 1944 года. Оставшиеся в живых завидовали умершим - настолько бесчеловечным было отношение к ним со стороны властей. Особенно тяжело пришлось советским немцам. Да, они несколько раз переживали трагедию и до того, как стали советскими. В частности, Иван Грозный в порыве гнева сжег Немецкую слободу на северо-востоке Москвы, на реке Яуза, а самих немцев, которые не успели сбежать, посадил в тюрьму. В 1610 году эта трагедия повторилась вновь. Однако во времена правления Петра Первого и Екатерины Второй немцам-переселенцам были созданы прекрасные условия для переезда в Россию. Например, во Втором Манифесте императрицы Екатерины от 1763 года переселенцы на вечные времена освобождались от воинской повинности, на срок от пяти до тридцати лет - от уплаты налогов. Естественно, эти и другие льготы заманили в Россию многих немцев. И уже к 1908 году их насчитывалось 2 миллиона 70 тысяч человек. Но с началом Первой мировой войны отношение к немцам резко поменялось. В России их стали обвинять во всех смертных грехах. В Государственной думе была создана черносотенная комиссия. Притеснения в отношении немцев в большей степени диктовались из соображения выбить из страны конкурентов. В этом особенно преуспели помещики и промышленники, которым как кость в горле были успехи немецких крестьян и ремесленников. Под давлением «общественности» был подготовлен царский указ о депортации немцев в Сибирь. Как пишет А. Какен, лишь события 1917 года отодвинули срок исполнения этого решения. И тем не менее в некоторых местах имели место погромы, например, погром в Москве 26 - 29 мая 1915 года, который был остановлен лишь силами войск. По некоторым данным, пострадало 475 торговых предприятий, 207 квартир и домов, 113 германских и австрийских подданных и 489 русских подданных с иностранными или похожими на иностранные фамилиями. А 1 июня вышел указ об обязательном увольнении всех немцев с московских предприятий и прекращении деятельности в городе немецких фирм. Автор подробно рассказывает историю переселения немцев на казахские земли. Еще в 1734 году в казахскую степь приезжал Г. Миллер. За ним последовали и другие ученые. Здесь отбывали ссылку и немцы. Но массовый характер переселение немцев в Казахстан стало приобретать на рубеже XIX - XX столетий. Это было вызвано принятием 10 июля 1881 года «Временных правил о переселении крестьян» и 13 июля 1889 года закона «О добровольном переселении сельских обывателей и мещан на казенные земли». 29 июня 1894 года министерство внутренних дел легализовало переселение крестьян в Казахстан и Среднюю Азию. Читая книгу А. Какена, можно найти много аналогий, когда Советская власть даже награды распределяла не по заслугам людей, а по их национальной принадлежности. В первые два месяца Великой Отечественной войны беспримерное мужество наравне со всеми советскими офицерами и солдатами показали и немцы. Однако уже 8 сентября 1941 года была подписана директива наркома обороны № 35105с, которой предписывалось изъять всех немцев из боевых частей и отправить в строительные батальоны. Но эту директиву на фронте зачастую игнорировали, потому что советские немцы воевали не хуже, а порой лучше других. Например, 21 января 1943 года у хутора Новая Надежда под Сталинградом экипаж танка КВ 91-й бригады вел неравный бой с фашистами. В танке были: Алексей Наумов - лейтенант, командир машины, Петр Нарицын - младший сержант, командир орудия, Павел Смирнов - старший механик-водитель, Николай Вялых - младший сержант, радист Феодосий Ганус - сержант, заряжающий. Экипаж выполнил задание, однако оставались боеприпасы, поэтому он продолжил бой. Вскоре фашисты окружили поврежденную машину и предложили танкистам сдаться в плен. Получив отказ, они облили танк горючей смесью и подожгли. Командование бригады внесло предложение присвоить всем членам экипажа звание Героя Советского Союза посмертно. Звание присвоили четверым танкистам, а Ганусу отказали. Понятно, почему. Еще печальнее то, что у хутора Новая Надежда возвели скромный обелиск сгоревшим танкистам и на нем написали только четыре фамилии. И в списки части навечно зачислены четверо… Амантай Какен подробно описывает события июня 1979 года в Целинограде. Читая книгу, понимаешь, что автор проделал огромную исследовательскую работу. Он понимает всю ответственность, которую взял на себя, решившись написать эту повесть, потому что историю нельзя сфальсифицировать. Она должна быть правдивой, написанной с учетом того, как все происходило на самом деле. А выводы должен сделать читатель. О том, что книга получилась достоверной, свидетельствуют отклики депутата Мажилиса Парламента Республики Казахстан Егора Каппеля, который пишет, что А. Какен создал правдивое, полезное, объективное и актуальное произведение. Свое мнение высказал и известный казахстанский писатель Герольд Бельгер, который лично пережил все ужасы и гонения, выпавшие на долю немецкого народа. Однако у меня есть одно замечание к автору: про многих персонажей он не дает информации, кроме фамилий. Например, пишет Миллер, Паллас, Сухомлинов и так далее. Приходится отвлекаться от чтения, искать в источниках, кто эти люди. И находишь, что Сухомлинов Николай Александрович - генерал-губернатор Степного края, «прославившийся» объявлением о порядке мобилизации казахов на тыловые работы от 30 июня 1916 года, что Миллер Герард Фридрих в 1748 году получил российское подданство и прославился как архивист и собиратель документов по истории России… В целом же книга получилась очень познавательной. Мы интересуемся событиями, происходившими тысячелетия назад, пытаясь найти объяснения некоторым вопросам. В то же время мало знаем отечественную историю советского периода, так как Советская власть старалась всеми силами скрыть свои преступления против собственного народа. Поэтому произведение Амантая Какена в некоторой степени восполняет наше незнание.Бекет МОМЫНКУЛ