Чему учат чужие ошибки
Высокая степень коррупции, резкая дифференциация общества, криминализация, авторитаризм власти дважды приводил Кыргызстан к свержению существующего режима власти. Люди выходили на, как их заверяли, мирные митинги 24 марта 2005 года и 7 апреля 2010 года. О плачевных последствиях этих демонстраций помнит весь мир. Еще до апрельской революции, по данным международных исследований, Кыргызстан по итогам 2009 года стал самым бедным государством в СНГ. За чертой бедности находилось около 32 процентов всего населения или более 1,7 миллиона человек. Уровень безработицы по официальным оценкам превышал восемь процентов, а по неофициальным –14-16 процентов. Перечисленные, а также многие другие факторы свидетельствовали о неспособности существовавшей до этого времени системы государственного управления обеспечить законность и вывести страну на путь устойчивого развития. Вместе с тем, серьезных выводов о состоянии кыргызской государственности и перспектив страны долгое время не делалось. Более того, разрушительные тенденции усиливались вследствие отсутствия законности, нерешенных проблем в экономике, социальной сфере, региональной политике, межэтнических отношениях. Ожидания позитивных изменений после мартовской (2005 года) революции не оправдались. Это вновь привело к народному восстанию и смене власти в апреле 2010 года. Ожидания и реалии постапрельского периода Принятие новой Конституции, а также первые в истории независимого Кыргызстана свободные демократические выборы в 2010 и 2011 годах возродили надежды граждан на справедливость и достойную жизнь. В то же время достигнутая за 2011 и 2012 годы стабильность остается недостаточно устойчивой. Возможность манипулирования внутриполитической ситуацией в стране в целом, в том числе и внешними силами, пока еще не исключена. Государство и процессы внутри страны все еще чувствительны к влиянию извне. В отсутствие собственного стратегического проекта развития зависимость страны от возможности негативного влияния внешних проектов остается высокой. Значительная часть общества продолжает оставаться в депрессивном состоянии, его интеллектуальная составляющая значительно истончилась за последние два десятилетия. Отсутствуют эффективные механизмы воспроизводства и взращивания общественно-политической и профессиональной элиты. Государственное управление до настоящего времени находится в транзитном периоде. В результате многочисленных реформ изменена форма правления, но методы работы органов государственного управления, принятия ими решений и их исполнения остаются прежние. Отсутствует постоянная коммуникация между органами государственной власти. Зачастую выработка решений основана на узкоотраслевых и корпоративных интересах, решения носят краткосрочный характер. Формируемые в последнее время общие площадки выработки решений еще недостаточно эффективны, что не позволяет вырабатывать единые подходы при решении задач на государственном уровне. Показатели роста экономики Кыргызстана за последние 10 лет оказались самыми низкими среди стран СНГ. При этом, основными внутренними причинами экономической неустойчивости являются незавершенность и непоследовательность структурных реформ, проводимых в стране, включая реформирование сектора государственного управления, слабое развитие банковского и финансового рынков, не ясные и постоянно меняющиеся условия для развития частного предпринимательства и привлечения иностранных инвестиций. В дополнение, экономика сильно подвержена влиянию негативных внешних факторов: высокий уровень зависимости от конъюнктуры на мировых продовольственных и финансовых рынках, удаленность от основных международных товарных и финансовых рынков; наличие протекционистских режимов во внешнеэкономической деятельности со стороны соседних стран. Большой дефицит государственного бюджета в последние годы является одной из главных экономических проблем страны. Обслуживание государственного долга становится одной из самых больших статей государственных расходов и требует сокращения и без того скудных средств, затрачиваемых на выполнение основных функций государства. Резкое уменьшение внешних заимствований на покрытие дефицита бюджета становится необходимым условием устойчивого развития страны в предстоящие годы. Несбалансированность бюджета связана и с тем, что в стране сформировался значительный неформальный сектор, который по оценкам Национального статистического комитета Кыргызской Республики составляет около 18 процентов ВВП (по оценкам международных финансовых институтов - от 40 до 60 процентов). Сильная зависимость государства от внешней помощи, за счет которой страна формирует более 25 процентов доходов бюджета, а также рост долгового бремени увеличивают риски в сфере обеспечения финансовой устойчивости государства. В этой ситуации у государства ограничены реальные возможности по увеличению пенсий, пособий и заработной платы, а также практически отсутствуют свободные денежные средства на финансирование экономических проектов и программ. Остро нуждаются в финансировании работы по восстановлению и ремонту дорог, школ, больниц, детских садов, театров, университетов, музеев. Поэтому, сегодня, как никогда, остро стоит вопрос реформирования системы управления государственными финансами, которая будет ориентирована на нужды общества. Промышленность Если в предреволюционный период 2004 года темпы роста по выпуску промпродукции еще сохранялись, то уже в 2005 году объемы снизились на три миллиона 902 тысячи сомов. В отличии от этого, в 2010 году объем промышленной продукции набирал обороты. Спад производства произошел только в 2012 году. Тогда же прошел и первый митинг с требованием национализации месторождения «Кумтор». Именно в тот момент в республике наблюдался существенный спад объема производства продукции в обрабатывающей и горнодобывающей промышленности. ВВП на душу населения Как показывает статистика Национального статистического комитета, показатель ВВП на душу населения в 2004 году он составил 374 доллара (по курсу 41,62 сома), а в 2009 году показатель достиг 885 долларов (по курсу – 44,09 сома). В 2014 году он равнялся 1206 долларам (по курсу 58,88 сома). Уровень бедности и население По статистике с 2004 по 2014 годы уровень бедности населения в Кыргызстане снизился в 1,5 раза. Если за год до первой революции за чертой бедности жил практически каждый второй кыргызстанец (45,9 процента), то через 10 лет этот показатель снизился до 30,6 процента. Но пока каждая третья семья в стране испытывает серьезные трудности с доходами, назвать эту цифру приемлемой нельзя. Криминогенная обстановка Криминогенная обстановка (бедность, безработица, алкоголизм) снижается очень низкими темпами. За 12 лет количество совершенных преступлений в стране уменьшилось лишь на 3,6 процента. Если в 2004 году органы правопорядка зафиксировали 32,6 тысяч преступлений, то в 2015 году немногим меньше – 29 тысяч случаев. Долги Денежно-финансовая система Кыргызстана переживает тяжелые времена. С одной стороны девальвируется национальная валюта – сом, а с другой - увеличивается объем внешнего долга. За последние 12 лет внешний долг страны увеличился в два раза. Объем внешнего долга растет и из-за роста курса доллара. Потому что КР берет займы в американской валюте, а расплачивается, покупая доллары на внутреннем рынке. Инфляция За два года до апрельской революции в Кыргызстане был зафиксирован рекордный уровень инфляции – 24,5 процента. Причиной этого стал мировой кризис. Его последствия для Кыргызстана выразились резким ростом цен на импортную продукцию, сырье, энергоносители, а также долларовой инфляцией (постепенная девальвация доллара на мировых рынках, стимулирующая рост мировых цен на нефть и сырье), и уменьшением притока иностранного капитала. Однако в 2009 году рост инфляции замедлился до 6,9 процента. В 2011 году наблюдался еще один существенный рост инфляции за последние 12 лет, но по итогам 2015 года в Кыргызстане был зафиксирован один из самых низких уровней инфляции по СНГ – 3,4 процента. Спад в промышленном производстве, подорожание товаров народного потребления, высокий уровень коррупции и растущий внешний долг — это главные, существовавшие ранее и присутствующие сейчас проблемы. Проблемы, которые, к сожалению, государству так и не удалось решить проведением двух революций, сменой трех президентов, дюжины премьер-министров и почти трех сотен парламентариев. За эти же годы Казахстан прошел путь к международному признанию, успешной интеграции в мировое сообщество. Одним из первых шагов Казахстана в этом направлении стало вхождение в состав участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). В декабре 2007 году решением СМИД ОБСЕ в Мадриде Казахстан был избран председателем ОБСЕ в 2010 году. 1-2 декабря 2010 г. в Астане под председательством Президента РК Н.Назарбаева прошел саммит ОБСЕ. Этот саммит состоялся впервые за последние 11 лет, в нем приняли участие большинство глав государств и правительств стран–участниц ОБСЕ, что говорит о значительном успехе. Саммит предоставил шанс для «перезагрузки» взаимоотношений после десятилетия «неучастия», конфронтаций и напряжения, и даже войны, на пространстве ОБСЕ. Итоговым документом саммита стала Астанинская юбилейная декларация, которая поставила задачу по построению Евроатлантического и Евразийского сообщества безопасности. Инициативы, выдвигаемые Президентом РК Нурсултаном Назарбаевым, сделали Казахстан объектом внимания со стороны глав ведущих стран мира и руководителей международных организаций, нашли поддержку на различных международных диалоговых площадках и форумах. Под руководством Лидера Нации наша республика за относительно короткий промежуток времени добилась значительных успехов в сфере внешней политики, став авторитетным и ответственным членом международного сообщества. За годы независимости Казахстан совершил стремительный рывок в своем политическом и социально-экономическом развитии. Этот успех связан с народом Казахстана, который сохранил и укрепил толерантность в обществе и уважение к личности человека, независимо от его социального статуса, национальной принадлежности и вероисповедания. Одним из ключевых вопросов внешней политики молодой суверенной республики стало обеспечение региональной стабильности и безопасности в условиях роста напряженности как в Центральной Азии в целом, так и в связи с неоднозначными внутриполитическими процессами в соседних республиках. Осознавая, что развитие страны не может ограничиваться лишь регионом, Первый Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев продолжал последовательно реализовывать планы по интеграции республики в международное сообщество. Сегодня наша страна является членом ведущих международных организаций – ООН, ОБСЕ, ОИС, ШОС, СНГ, ЕврАзЭС, ТС, ЕЭП, ОДКБ и других межгосударственных объединений. Одним из примеров успешной реализации внешнеполитической доктрины Казахстана стало выступление Лидера Нации на совещании послов Республики Казахстан за рубежом в феврале 1995 года. Так, подводя итоги внешнеполитической деятельности Казахстана, Нурсултан Назарбаев отметил, что своими активными действиями молодая республика добилась широкого международного признания. Заняв достойное место среди развитых стран мира, Казахстан укрепил имидж республики как серьезного и надежного партнера как в политической, так и в торгово-экономической сфере. В 1997 году в первом Послании народу Казахстана Президент РК представил видение будущего страны в «Стратегии развития Республики Казахстан до 2030 года», которое ознаменовало начало второго этапа становления казахстанской экономики (1998–2005 гг.). За 1998–2000 гг. была проведена большая работа, результатом которой стал реальный выход Казахстана из стадии экономического кризиса. В период второго этапа главным направлением социально-экономической политики стало построение модели посткризисного развития экономики, опирающейся на высокие темпы развития сырьевого сектора: освоение месторождений нефти и газа, с целью реанимации других отраслей экономики и повышения доходов в госбюджет. Важным решением экономической политики государства того периода был вектор на создание конкурентоспособных производств. Наиболее ярким моментом стала принятая в мае 2003 г. «Стратегия индустриально-инновационного развития РК на 2003–2015 годы». Стратегия была нацелена на достижение устойчивого развития путем диверсификации отраслей экономики и отхода от сырьевой направленности развития. В дополнение к ней был принят ряд программ: формирование и развитие национальной инновационной системы; углубление социальных реформ; развитие микрокредитования; малого и среднего предпринимательства, образования на 2005–2010 гг., космической отрасли, жилищного строительства, рынка ценных бумаг, дорожной отрасли на 2006–2008 гг. и пр. Именно в тот период пришло понимание, что страна, обладающая богатыми природными ресурсами, не может полагаться только на их разработку. 26 марта 2002 года Министерство торговли США на основе анализа таких параметров, как конвертируемость национальной валюты, привлечение иностранных инвестиций в развитие страны, уровень коррупции и пр., приняло решение о снятии с Казахстана статуса страны с нерыночной экономикой. Другим показателем растущего международного доверия стало присвоение Казахстану в сентябре 2002 г. Moody’s суверенного кредитного рейтинга Ваа3 (стабильный). В августе 2003 года по инициативе Президента Казахстана в Алматы прошла первая Международная министерская конференция стран, не имеющих выхода к морю, созданная для защиты их экспортных интересов. Внешнеэкономическая деятельность Казахстана – это особый разговор, требующий детального осмысления. Поэтому сегодня лишь вкратце отметим, что еще в 1994 году Нурсултан Назарбаев предложил концепцию интеграции на евразийском пространстве. С 1995 года идеи интеграции обкатывали Россия и Белоруссия в рамках сначала Таможенного союза, а потом Союзного государства. В 2000 году было создано Евразийское экономическое сообщество. В 2010 году Белоруссия, Казахстан и Россия создали Таможенный союз, а в 2012 году было объявлено о третьем этапе интеграции – Едином экономическом пространстве, которое сейчас наконец начинает приобретать форму зафиксированных и подписанных договоренностей. Предполагается, что договор о создании ЕАЭС вступит в силу с 1 января 2015 года.По материалам интернет изданий подготовила Айпери РЫСПЕКОВА