или К чему привел Майдан?
Экономический кризис на Украине к концу 2013 года вылился в политический, и в 2014 году привел к серьезному внутреннему конфликту. Спад в экономике страны происходил по принципу «домино» - свертывание производства, снижение занятости, падение доходов и спроса. Сохраняющаяся напряженность на линии разделения противоборствующих сторон, обострение психологической войны, углубление экономического конфликта с крупнейшим торгово-экономическим партнером – Российской Федерацией вызывали усиливающееся переключение фирм на замораживание активности, а граждан — на «выживание» или эмиграцию. Украинская экономика погрузилась во вторую глубокую рецессию, по масштабам и последствиям близкую к обвалу 90-х годов.
Ниже приведена динамика ВВП Украины с 2002 по 2014 годы, из которой видно, что с 2008 года к 2014 году ВВП страны в долларовом измерении сократился на 27 процентов.
За этот период резко снизилось благосостояние населения Украины: показатель ВВП на душу населения в реальном выражении упал почти на 22 процента.
К 2015 году валовый внешний долг Украины резко вырос и достиг 95 процентов ВВП страны, что вызывает риск дефолта страны по своим внешним обязательствам.
В феврале 2015 года были снижены расходы на охрану окружающей среды и жилищно-коммунальное хозяйство. Оптимизировались расходы и на здравоохранение, духовное и физическое развитие, образование, социальную защиту и социальное обеспечение. Страна не состоянии проводить необходимые реформы в государстве и экономике.
В основе кризиса лежат институциональные причины, которые вызвали низкие темпы социально-экономического развития страны за последнюю четверть века. Следствием кризиса стартового периода трансформации и институциональных проблем стало существенное отставание Украины от своих соседей по макроэкономическим показателям. ВВП на душу населения на Украине существенно ниже, чем в соседних странах.
В связи с падением реального роста экономики Украины вырос уровень безработицы, который достиг в 2015 году 9,5 процента.
Драматические события в экономике и социальной сфере Украины вызвали отток населения из страны. Если в 1990 году население Украины составляло 51,8 миллиона человек, то к началу 2016 года оно сократилось на 17 процентов и составило 42,8 миллиона человек.
В этих условиях изменились и потоки средств украинских гастарбайтеров, оказывающие огромное стабилизирующее воздействие на положение значительной части семей в Украине.
В условиях конфликта, глубокого спада спроса внутри страны и стагнации экспорта логика инвестирования бизнеса претерпевает изменения, которые выражаются не только в сокращении персонала и выпуска, но и в переходе от долгосрочного планирования развития к выводу ликвидных активов для их сохранности. Тем самым подрывается основа для экономического роста в будущем.
В данном случае, видимо, наблюдается вторая «инвестиционная яма» после 1990-х годов, начавшаяся еще в 2009 году. Падение цен на металлы и другие факторы обусловили сокращение накопления уже с 2013 года, усугубленное конфликтом.
Попытка использования иностранных граждан в качестве министров выглядит признаком недоверия Запада к политической элите Украины – по сути это установление «гибридного управления». Запад в широком смысле слова не готов взять на содержание целую страну - предполагается, что реформы позволят ей самостоятельно выйти из экономического кризиса.
В отличии от Украины экономическая мощь Казахстана вдвое превышает совокупный объем экономик всех стран Центральной Азии. ВВП на душу населения превысил 13,5 тысячи долларов, что сопоставимо с уровнем Турции, Малайзии, Бразилии, большинства стран Восточной Европы. Объем золотовалютных резервов и национального фонда превысил 105 миллиардов долларов.
Ввод национальной валюты, массовая приватизация, строительство отечественной финансовой, бюджетной, банковской, налоговой и таможенной систем, формирование благоприятного инвестиционного климата, создание национального фонда, стремление к индустриальному развитию, системные меры по поддержке предпринимательства, болезненные, но необходимые реформы всей социальной сферы, жилищно-коммунального хозяйства, пенсионной системы – вот краткий перечень страниц новейшей истории экономики Казахстана.
Оценивая происходящие в стране рыночные преобразования, необходимо отметить постепенный, но целенаправленный переход к формированию устойчивой модели социально-экономического развития.
Очередной этап экономического развития Казахстана можно условно отнести к периоду с 2007 года и по настоящее время. Начиная со второй половины 2007 года экономика РК вновь подвергается влиянию мирового экономического кризиса, ставшего следствием кризисной ситуации на ипотечном рынке США. Резкое сокращение внешних заимствований и дефицит ликвидности ограничили объемы кредитования банками экономики. Прежде всего это коснулось строительного рынка и сферы торговли. По итогам 2007 года реальный рост ВВП составил 8,9% против 10,7% в 2006 году.
2008 год для экономики Казахстана, также как и для экономик большинства стран, прошел под знаком усиления проблем, связанных с привлечением внешних займов, ростом цен на товары и сырье, снижением выпуска товаров в результате сокращения спроса, замедления роста доходов населения и сокращения кредитной активности банков. В 2009-м правительство РК начинает реализацию антикризисных мер, которые были утверждены в Плане совместных действий правительства, Национального банка РК и Агентства РК по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций по стабилизации экономики и финансовой системы на 2009–2010 годы. План реализовывался по основным пяти направлениям: стабилизация финансового сектора; решение проблем на рынке недвижимости; развитие МСБ; развитие агропромышленного комплекса, а также реализации инновационных, индустриальных и инфраструктурных проектов.
Параллельно с Планом была реализована и Стратегия региональной занятости и переподготовки кадров (Дорожная карта), для обеспечения которой из средств Нацфонда было выделено в общей сложности более одного триллиона тенге. Приложенные усилия не пропали даром. Согласно данным Статагентства РК, в кризисном 2009 году рост ВВП составил 1,2%, а в 2010–2013 гг. экономика страны росла уже более чем на 5,0% ежегодно.
На третьем этапе продолжается реализация «Стратегии индустриально-инновационного развития РК на 2003–2015 годы». По-прежнему одним из главных приоритетов экономической политики является привлечение иностранных инвестиций. Всего за период с 1993 года по сентябрь 2010 года общий приток прямых иностранных инвестиций составил более $122 млрд. Увеличивается и внешнеторговый потенциал Казахстана. Так, если в 1995 году внешнеторговый оборот составлял $9 млрд, то в 2010 году – $90 млрд. Объем экспорта возрос с $5 млрд в 1995 году до $60 млрд в 2010 году, импорт, соответственно – с $4 млрд до $30 млрд.
В 2010 году в Казахстане был утвержден Стратегический план развития РК до 2020 года. Его основная цель – обеспечение качественного роста экономики через модернизацию, развитие человеческих ресурсов и укрепление институциональной базы. В этом же году стартовала Государственная программа по форсированному индустриально-инновационному развитию (ГПФИИР) на 2012–2014 годы. В программу вошли 10 отраслевых программ, «Карта индустриализации на 2010–2020 годы» и «Схема рационального размещения производственных мощностей». Механизмом реализации ГПФИИР на региональном уровне стала программа «Дорожная карта бизнеса до 2020 года», направленная на усиление бизнес-активности и создание инфраструктуры поддержки предпринимательства.
За годы независимости Казахстан проделал гигантскую работу, построив успешную экономику и устойчивые политическую и социальную системы. В своем программном выступлении «Нџрлы жол» Глава государства подчеркнул, что ближайшие годы станут временем глобальных испытаний. И только качественная реализация принятых программ, слаженная работа всех структур, рациональное и вдумчивое использование ресурсов Национального фонда позволят Казахстану пройти через все вызовы без серьезного ущерба.
По материалам интернет изданий подготовила Айпери РЫСПЕКОВА