Меню

Знание только на пользу

Знание только на пользу

Знание только на пользу Знание только на пользу
Фото из открытого источника

Трёхъязычие как фактор конкурентоспособности

В Плане нации «100 конкретных шагов» определены главные направления развития страны на ближайшие годы. Предусмотрены и меры, направленные на обновление содержания образования. Они включают такие вопросы, как поэтапный переход к 12-летнему образованию и внедрение новой модели полиязычного образования.  «Универсальность знания языков, - сказал Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, - обусловлена единством объективного мира». Назначение языка - служить целям общения. Языковая политика нашего государства направлена на изучение перспективных языков развитых государств, определяющих прогресс в науке и технике. Знание иностранного языка позволяет узнать литературу, искусство, науку другого народа и показать это своему Отечеству. Именно полиязычный формат существования Казахстана как государства позволил ему без особых потрясений пережить сложнейшие периоды своей истории и создать предпосылки для развития и процветания. Исходя из стратегических и тактических соображений эффективности полиязычия, коллектив Таразского государственного педагогического института усиливает комплексную работу по совершенствованию трехъязычного образования. Главную задачу в этой сфере мы видим в модернизации трехъязычного образования в спецгруппах. Следует отметить, что с 2012 - 2013 учебного года Таразский государственный педагогический институт в пилотном режиме осуществляет подготовку полиязычных кадров по приоритетным педагогическим специальностям и в экспериментальном режиме, а с 2013 - 2014 учебного года - по специальности «Математика». С 2014 - 2015 учебного года институт ведет подготовку полиязычных кадров по специальностям «История», «Информатика», «Математика», «Химия», на которых сегодня обучаются 145 студентов. Кроме того, утверждена Дорожная карта трехъязычного образования до 2020 года. Знание государственного языка на современном этапе является фактором личной конкурентоспособности. В то же время необходимо учитывать ключевую потребность в сохранении позиций русского языка. По решению ученого совета для студентов первого курса общеобразовательные дисциплины «Социология», «Экология и устойчивое развитие» ведутся на втором языке обучения (для русского отделения - на казахском языке, для казахского - на русском). В целях определения эфективности внедрения двуязычия был проведен социологический опрос среди 128 первокурсников. Было выявлено, что 80 процентов опрошенных удовлетворены новой формой обучения. Большинство студентов остались довольны лекциями и практическими занятиями на втором языке. Третья составляющая идея связана с необходимостью изучения английского языка. Свободное владение иностранным языком является одним из требований, предъявляемых к современному специалисту. В этой связи актуализируется вопрос о повышении качества преподавания дисциплин на английском языке. С 2015 - 2016 учебного года в институте организованы уровневые бесплатные курсы английского языка для студентов первого курса спецотделения и для преподавателей, которые ведут занятия в спецотделениях, а также работающих на кафедрах, где планируется открытие полиязычных групп. Полиязычие студентов совершенствуется посредством обучения за рубежом. В рамках программы академической мобильности в первом семестре 2015 - 2016 учебного года в Лодзинском университете (Польша) прошли обучение студенты третьего курса спецгруппы А. Ержан и М. Утегулова и студент второго курса Б. Турарбек, во втором семестре проходят обучение студенты третьего курса А. Ерденбеков, З. Жолсеитова. Базой для организации педагогической практики являются общеобразовательные и инновационные типы школ. Так, студенты четвертого курса полиязычных групп прошли практику на базе Назарбаев Интеллектуальной школы и казахско-турецкого лицея. Но есть и проблемы. В институте наблюдается нехватка полиязычных специалистов-предметников, ведущих занятия на спецотделениях, низким остается уровень обучения английскому и русскому языкам в средних школах, что сказывается на качестве подготовки трехъязычных педагогических кадров.

Онгар САЛИМБАЕВ, доктор педагогических наук, профессор, директор департамента по идеологической работе и связям с общественностью ТарГПИ

Самые читаемые статьи недели: