Меню

Новые горизонты

Новые горизонты

Новые горизонты Новые горизонты
Фото из открытого источника

Развитие - выбор современности

«Знамя труда» продолжает публиковать главы большой статьи ученого, общественного деятеля и бизнесмена Бахтияра Алдашова об этапах становления независимого Казахстана. Нынешняя часть посвящена первому пятилетию XXI века.  Начало двухтысячных стало для страны временем роста и развития: Казахстан успешно решал задачи, поставленные в Стратегии «Казахстан-2030», выстраивал демократическую политическую систему, формировал институты гражданского общества, демонстрировал устойчивый экономический рост, создавал механизмы согласования государственных и частных интересов, открывал новые горизонты многовекторного международного сотрудничества. В 2000-м Астана приняла у себя глав государств Казахстана, Белоруссии, России, Таджикистана и Узбекистана. Политические лидеры подписали Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕвразЭС). Стратегической целью организации стало формирование единого экономического пространства в Евразии. Осознавая вызовы нового века, в 2001-м лидеры Китая, Казахстана, России, Таджикистана, Кыргызстана и Узбекистана создают Шанхайскую организацию сотрудничества, целью которой стало укрепление взаимного доверия, дружбы и добрососедства; развитие сотрудничества для поддержания и укрепления мира, безопасности и стабильности в регионе, противодействие терроризму, сепаратизму и экстремизму во всех их проявлениях; содействие построению нового демократического, справедливого и рационального политического и экономического международного порядка. Укреплению суверенитета и внешней безопасности государства способствовало подписание вместе с главами Армении, Белоруссии, России, Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана в октябре 2002 года Устава Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), где зафиксировано обязательство стран-членов координировать внешнеполитические позиции по проблемам международной безопасности, предусмотрены санкции за невыполнение принимаемых решений, носящих обязательный характер. Серьезные процессы происходили и на внутриполитическом поле. Только в июле 2000 года, помимо самой мощной политической силы - партии «Отан», в стране было зарегистрировано 15 политических партий. На тот момент в рядах «Отан» уже насчитывалось почти 300 тысяч человек, объединенных общей идеологией и целями развития государства и общества. Партия имела семь тысяч первичных партийных организаций во всех 206 районных, городских представительствах и 16 филиалов, заняла прочные позиции в представительных органах власти. Депутатами областных, городских и районных маслихатов являлись 1660 членов партии. В Парламенте действовала депутатская фракция, объединяющая 36 депутатов. В Мажилисе представители партии составляли около трети состава, а в Сенате - более половины численности. 20 апреля 2001 года на III съезде «Отан» была утверждена Доктрина партии, внесены изменения в ее Программу и Устав, определены приоритетные задачи по реализации Послания Президента народу Казахстана от 24 октября 2000 года «К свободному, эффективному и безопасному обществу». Тогда же в качестве приоритетов реформирования политической системы в республике были обозначены: совершенствование избирательной системы, модернизация государственного управления, расширение практики выборности глав местных администраций. В июле 2002 года принят новый Закон «О политических партиях». Сформированная в те годы система многопартийности была весьма неоднородной. Одни политические элиты рассматривали партию как представителя определенных классовых интересов (Коммунистическая партия Казахстана), другие использовали как институт политической системы и инструмент влияния на государственное управление (партия «Отан», партия «Ак жол»). Третьи - как инструмент борьбы за социальную справедливость (Гражданская партия Казахстана). Для четвертых партия была возможностью демонстрировать обществу свой патриотизм (партия «Халыќ рухы»). Примечательно, что состоявшиеся 19 сентября выборы в Мажилис стали ключевым политическим событием 2004 года. По их итогам «Отан» получила 67,5 процента голосов избирателей, блок Гражданской и Аграрной партий «АИСТ» - 18,2, «Асар» - 5,2, «Ак жол» - 2,6, Демократическая партия Казахстана - 1,3 , самовыдвиженцы - 5,2 процента. Следующий год прошел для Казахстана под знаком президентских выборов, состоявшихся в декабре. Специфика деятельности лидера партии «Отан» Нурсултана Назарбаева в тот период заключалась в том, что он одновременно выступал и в качестве действующего Главы государства, и кандидата в Президенты. По итогам голосования действующий Президент был переизбран, получив 91,15 процента голосов. Итоги выборов еще раз продемонстрировали высокий уровень поддержки обществом его политического курса. Достигнутые успехи в государственном строительстве и экономике позволили руководству страны проводить с начала 2000-х последовательную социально ориентированную политику. После кризисных 90-х на повестке дня стояли задачи повышения жизненного уровня населения и улучшения демографической ситуации. Создание системы социальной защиты, соответствующей современным демократическим стандартам, было предусмотрено Концепцией социальной защиты населения 2001 года. В 2002 году вводится в действие Закон РК «О государственной адресной социальной помощи». Программой демографического развития на 2001 - 2005 годы были намечены шаги по улучшению состояния репродуктивного здоровья населения, формированию нормативной правовой базы по проблемам народонаселения. Напомним, в 90-х годах страна понесла серьезные миграционные потери, снизилась рождаемость. Но уже в 2003 году на десятой сессии Ассамблеи народа Казахстана Глава государства информировал, что «по уровню привлекательности для эмигрантов из России Казахстан занимает третье место, уступая лишь США и странам Европейского союза». Общая миграционная тенденция стала меняться. Количество выезжающих из страны ежегодно сокращалось, а въезжающих, наоборот, увеличивалось. Важным фактором, повлиявшим на улучшение динамики миграционных процессов, стало возвращение казахов из Китая, Монголии, Афганистана, Ирана, стран СНГ. Если накануне обретения независимости численность казахов превышала 50 процентов только в девяти регионах страны, то в 2004 году впервые за два последние десятилетия численность приехавших в страну превысила число выехавших. Возвращению казахов способствовало желание получить качественное образование, реализовать жизненные планы, жить на этнической родине. Привлекательности Казахстана в значительной степени способствовали принятие и реализация в начале XXI века ряда государственных программ: «Здоровье народа», «Образование», по развитию физической культуры и спорта, поддержки малого предпринимательства, по борьбе с бедностью и безработицей, «Молодежь Казахстана», «Охрана здоровья матери и ребенка» и других. Вместе с тем кризисные 90-е показали необходимость создания надежной «подушки безопасности» для экономики страны. С целью обеспечения стабильного социально-экономического развития, накопления финансовых резервов для будущих поколений, снижения зависимости национальной экономики от воздействия негативных внешних факторов создается Национальный фонд Республики Казахстан. Если в 2001 году в него было вложено два миллиарда долларов, то на начало текущего года чистые активы фонда составили 26 миллиардов долларов, то есть увеличились в 13 раз. Следует напомнить, что 2003 год стал этапным и в развитии культуры: в ежегодном Послании Президента народу в числе важных были определены задачи изучения и сохранения историко-культурного наследия, принята Государственная программа «Культурное наследие», давшая начало постоянной многолетней работе. Именно тогда был запущен и получил развитие международный трансграничный проект «Великий Шелковый путь», в котором участвуют Казахстан, Китай, Кыргызстан, Узбекистан, Таджикистан и Туркменистан. В следующем году на фоне экономического роста в своем Послании Лидер нации обозначил главный приоритет развития - конкурентоспособная экономика: развитие конкуренции через продолжение системных реформ и дебюрократизацию, усиление открытости экономики, реализацию Стратегии индустриально-инновационного развития, программ развития села, развитие инфраструктуры. А в Послании 2005 года Президент рассказал, каким он видит будущее Казахстана. Это финансовые вопросы, жилищные и аграрные вопросы, а также вопросы семьи, материнства и детства, без решения которых построить конкурентоспособную экономику невозможно. Все ли получилось, что планировали тогда, в начале 2000-х? Конечно, не все. Однако усилия государства, направленные на развитие экономики, казахстанцы видят и поддерживают. Это показали и досрочные выборы, состоявшиеся 20 марта 2016 года. Особая значимость этих выборов, за которыми наблюдали порядка 1000 наблюдателей и 150 представителей средств массовой информации из 51 страны мира, состояла в том, что они подтвердили не только высокий авторитет Лидера нации Нурсултана Назарбаева в казахстанском обществе, но и готовность самого общества к дальнейшей модернизации.

Бактияр АЛДАШОВ, член политсовета областного филиала партии «Нур Отан»

Самые читаемые статьи недели: