Режиссёр о предназначении театра
Режиссер всегда вдохновляет актеров, смотрит в будущее, экспериментирует и точно знает, что такое чувствовать дух времени. Известный казахстанский режиссер Куандык Касымов в этом году отмечает 60-летие. Его спектакли были поставлены во многих театрах страны и признаны на международных фестивалях. - Я окончил в 1984 году Алма-Атинский государственный театрально-художественный институт имени Жургенова по специальности «актер драматического театра и кино». Начинал в Жамбылском областном казахском драматическом театре. Тогда его директором был Алибек Амзеев. В 1998 году меня назначили главным режиссером театра. С этого момента начал серьезно заниматься режиссурой. За 14 сезонов поставил несколько десятков спектаклей, которые принесли успех театру и мне лично, - рассказывает К. Касымов. - Сколько лет жизни Вы посвятили театру? - Если считать годы учебы в вузе, то набирается 37 лет с небольшими перерывами. Из них 19 лет я отдал режиссуре. Сейчас являюсь художественным руководителем музыкально-театрального центра Айгуль Иманбаевой «А. И.». - Даете ли Вы свободу действий актерам, или все идет только по Вашей задумке? - Если актер на сцене будет действовать только по указке режиссера, он будет марионеткой. Режиссер должен разбудить в актере мысль и эмоции, фантазию. И он будет действовать на сцене от своего имени в предлагаемых обстоятельствах. А режиссер дает замысел и идею спектакля, основываясь на мысли драматурга. - Как Вы угадываете потребности людей? Как видите, что сегодня нужно зрителю? - Сложно угадать, что нужно зрителю. Здесь нужно внутреннее чутье времени, нужно следить за происходящими событиями в мире, стране. Театр не должен оставаться в стороне от того, что происходит вокруг. Он должен предвидеть те события, которые произойдут в будущем, даже рассказывая о прошлом. Он не должен идти в ногу со временем, он должен опережать время. - Над чем Вы работаете сейчас? - Недавно поставил спектакль «Медея/Филоктет» на сцене Западно-Казахстанского областного казахского драматического театра имени Хадишы Бокеевой по произведениям двух известных авторов мировой драматургии - Жана Ануя и Хайнера Мюллера. Постановка состоит из двух отделений. В первом мы смотрим монодраму про Медею, а во втором наблюдаем за действиями Филоктета. Действия и события в этих спектаклях происходят в разное время при разных обстоятельствах. Но их объединяет одно - предательство. Этот спектакль в конце октября участвовал в международном театральном фестивале античной драматургии «Стоби» в Македонии и завоевал три приза из четырех: Гран-при, «За лучший мужской образ», «За лучший женский образ». - В спектакле «Кармен» Жамбылского областного русского драматического театра больше получаса актеры только танцуют. Собираетесь ли ставить постановки совсем без слов - музыкальные, танцевальные? - «Кармен» - музыкально-пластический спектакль с элементами испанского танца. Он поставлен в жанре драматического балета. Актеры выражают свое эмоциональное состояние через жесты рук, посредством взглядов и движения тела. Меньше слов, больше осмысленного движения. Это ведь очень трудный жанр. Я думаю, что в дальнейшем актеры доведут до совершенства свою пластику. Чтобы в будущем ставить музыкально-пластические спектакли, нужна драматургия, которая даст импульс для такого решения, как спектакль без слов. - Какое предназначение искусства Вам ближе: искусство как удовольствие, как воспитатель людей или что-то другое? - Я считаю, театр не всегда должен воспитывать. Театр рассказывает человеку о нем самом. И действия, которые происходят на сцене, поступки актеров должны заставить зрителя задуматься.Беседовала Диана КАЛМАНБАЕВА, Юрий КИМ (фото)