Меню
6 сентября, 2024 / Знамя труда / Общество

Отец и дети

О жизни врача Турара Сейдуманова

Отец и дети Отец и дети

Турар Сейдуманов прожил на белом свете ровно 75 лет и один месяц. Жизнь и судьба этого незаурядного человека произвели на окружающих массу неизгладимых впечатлений.

 

Родился Турар-ага в 1934 году в ауле Акбулым нынешнего Жамбылского района Жамбылской области. Отец Сейдуман Кенжебаев был первым председателем колхоза имени Ильича. Мама Халбуби происходила из зажиточной семьи. К несчастью, двое их старших детей скончались еще в младенческом возрасте, и Турар остался единственным ребенком.

В годы повальной безграмотности в стране начальное школьное образование Сейдумана по нынешним временам приравнивалось чуть ли не к университетскому диплому, и ему в 23-летнем возрасте доверяют руководство колхозом.

Ни биография, ни стиль, ни методы работы молодого председателя сомнений у партийного руководства не вызывали. В 1934 году, именно когда родился Турар, отца направляют в Узбекистан для прохождения службы в органах государственной безопасности. Служба на руководящих должностях проходила в городе Акмаль-Аба (сейчас Гиждуван Бухарской области), в окрестностях которого вольничали банды басмачей.

Сегодня у многих зловещая аббревиатура НКВД вызывает порой негативные эмоции. Однако нередко и сами военные в синих фуражках попадали под жестокие сталинские репрессии.

Не минула сия чаша и Сейдумана Кенжебаева. В 1937 году он был арестован, лишен всех званий и регалий и отправлен этапом в один из лагерей для политзаключенных в Коми АССР.

А вскоре грянула война. Сейдуман-ата добивается реабилитации и в ноябре 1942 года уже сражается с врагами в тяжелых боях на Волховском фронте под Ленинградом. За отвагу и мужество бойца наградили медалями. Также за неоднократные проявления героизма в боевых действиях его восстановили в рядах ВКП (б), что было крайне редким явлением по отношению к бывшим репрессированным.

Сейдуман Кенжебаев погиб 30 июля 1944 года в боях за освобождение Латвии, похоронен на погосте латвийского поселка Лиепая. Спустя годы прах вместе с останками других погибших советских солдат перезахоронят на братском воинском кладбище. Сейчас там расположены гранитные плиты с высеченными именами погибших солдат, среди которых и имя Сейдумана Кенжебаева.

В те годы детям репрессированных граждан жилось нелегко, их ограничивали во многих правах, закрывали пути к знаниям, работе. Учитывая эти обстоятельства, мать Турара Халбуби дала единственному оставшемуся в живых сыну отчество по имени своего отца - Алиша. Мальчик, конечно, в юном возрасте не понимал сути происходящего. Но со временем воспоминания постепенно стерлись, да и к деду Алишу теплились лишь хорошие чувства.

Война ни с кем не считалась. После весточки о гибели на фронте отца, десятилетнему Турару досталась доля кормильца семьи, пришлось работать и пастухом, и сборщиком на колхозных полях. После окончания войны, когда стало чуть легче, опять пошел в школу имени Джамбула, что в областном центре. Как он потом рассказывал детям, по шпалам с соседской ребятней доходили до города, а потом дальше по кривым улочкам, и так изо дня в день. А сколько было радости, когда Турара в колхозе наградили медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны».

После школы встали извечные вопросы: что делать, как жить дальше? Хотелось учиться, душа прямо-таки рвалась к книгам, знаниям, чему-то новому. Брат отца, дядя Сейдазим, трудившийся колхозным чабаном, был против учебы и считал, что ехать поступать в институт незачем. Лучше помогать матери, выучиться на тракториста или пасти колхозный скот. Но неожиданно Турара поддержала мама. Будучи женщиной с активной жизненной позицией, имела диковинную на селе швейную машинку «Зингер», шила востребованные фуфайки, другую одежду, лихо играла на гармошке. Провожая сына в Алма-Ату, в деревянный чемодан она положила пару новых фуфаек да мешочек с тары - просом.

Вначале была мысль поступить в консерваторию, ведь мама была музыкальным человеком, да и у сына чувствовался неплохой музыкальный слух. Но неожиданно бросилось в глаза объявление о наборе студентов в Алма-Атинский медицинский институт, носивший тогда имя наркома В. Молотова. Пришлось вспомнить, как в школе делали прививки и уколы, как водили лошадей к колхозному ветеринару, экзамены по химии и биологии.

Вступительные экзамены на факультет педиатрии сдал успешно, и началась студенческая жизнь. Учеба давалась легко, хватало времени на общественную работу, где Турар выделялся недюжинными организаторскими качествами. На старших курсах подрабатывал медбратом в городских больницах, перевез к себе и маму Халбуби из села. Встретил и самую прекрасную девушку на свете - Рахиму, окончившую Луговской зооветтехникум. Скромно прошла их студенческая свадьба. В Алма-Ате в роддоме № 1 на Сейфуллина-Кирова рождается их первенец Серик.

После окончания института дипломированный врач-педиатр решает вернуться в родные края, несмотря на варианты трудоустройства в столице. Работу начинает детским врачом участковой больницы в селе Гродеково, что рядом с Джамбулом, затем его переводят в городскую детскую больницу. Через три года уже более-менее набравшегося опыта врача направляют на руководство новой Сарысуской районной туберкулезной больницы на 120 коек.

В 1965 году Турара Алишевича назначают заместителем заведующего управлением здравоохранения, где он сумел показать себя грамотным организатором, обладающим клиническим мышлением, дисциплинированным, инициативным.

Набирала обороты созданная стройная модель системы здравоохранения, в том числе сельской. Благодаря начинающемуся техническому прогрессу и внедрению массовой иммунизации удалось искоренить оспу и другие массовые инфекции, сократить младенческую и детскую смертность.

Однако проблем в медицине было предостаточно. Оставалась высокой распространенность сердечно-сосудистых заболеваний, рака, диабета, туберкулеза и связанная с ними смертность. Главным приоритетом здравоохранения, особенно в регионах, должна была стать первичная медико-санитарная помощь, получающая соответствующее финансирование. Приходилось порой на самолете санавиации добираться до самых отдаленных аулов и поселков, ни один чабан отгонного животноводства не терялся из виду. Повсюду налаживалась деятельность врачебных амбулатории, фельдшерских пунктов, передвижной флюорографической техники. Все население охватывалось всевозможными вакцинациями и прививками.

По-прежнему к знаниям и учебе рвался и сам Турар Алишевич. Тогда медицинских руководителей, врачей с опытом регулярно отправляли в Москву на довольно длительные курсы усовершенствования, порой на шесть-восемь месяцев. Конечно, нелегко было по полгода и более жить в гостиницах и общежитиях. Не раз супруга Рахима Аманжоловна с детьми наведывалась к нему в столицу. Все понимали, без новых знаний не обойтись, да и Москва тогда по праву считалась центром медицинской науки СССР.

С другой стороны, видимо, любовь и симпатия, раннее знакомство с крупнейшим мегаполисом передались и сыновьям, которые уже в детстве видели Кремль, Красную площадь, Лужники, ГУМ, Арбат и стремились в институты величавой белокаменной столицы.

Когда Турар-ага работал главным врачом областной больницы, в респуб­лике образовались две новые области - Тургайская и Джезказганская, которые предстояло укрепить опытными руководителями и специалистами.

Занимавший в те годы пост министра здравоохранения Турегельды Шарманов хорошо знал Турара Сейдуманова. Когда он предложил возглавить в Аркалыке управление здравоохранения, Турар Алишевич согласился без колебаний. Хотелось поработать в новом масштабе, внедрить современные методы развития сети скорой и неотложной медицинской помощи и многое другое.

Пять лет работы в Тургайской области можно считать продуктивными. За это время весь регион был объезжен вдоль и поперек, состоялось знакомство почти со всеми медучреждениями, не остались в стороне и малочисленные, отдаленные. Медперсонал Т. Сейдуманов знал чуть ли не в лицо.

Большим социальным достижением глава облздрава считал укомплектованность кадрами, аппаратурой и оборудованием, санитарным автотранспортом сельских врачебных участков и амбулаторий, фельдшерско-акушерских пунктов.

Беда грянула неожиданно. Выехавший ночью без разрешения по личным делам водитель служебной автомашины совершает дорожно-транспортное происшествие: сбивает пешехода. Партийные нравы и дисциплина были строгими. Партсобрание, заседание бюро обкома, строгий выговор, снятие с должности.

После увольнения Т. Сейдуманову предлагали работу в Алма-Ате, но волею судьбы он оказался в Талды-Кургане, затем перевелся в Джамбул главным врачом сельской амбулатории.

Через несколько лет он переедет к детям, прочно обосновавшимся в Алма-Ате. Не привыкший сидеть без дела и там будет трудиться заместителем главврача санатория «Шымбулак», врачом железнодорожной больницы станции «Алма-Ата-1».

Следует подчеркнуть, что для Турара Алишевича и Рахимы Аманжоловны семья и дети всегда были на главном месте. Можно даже сказать, что у них царил культ семьи. Дети воспитывались, как правило, дома и у бабушки, жившей некоторое время отдельно. В основе их воспитания лежали обычаи и традиции казахского народа, его культурно-исторический опыт, многовековая воспитательная мудрость. Ведь казахи испокон веков отправляли старшего сына к дедушке с бабушкой, младшего оставляли у себя, ему полагалось помогать родителям. Старший сын Серик, а потом и единственная дочь Роза остались на воспитании в Джамбуле у бабушки Халбуби во время работы Турара-ага в Тургайской области.

Дети Сейдумановых учились в средней школе имени Абая, что на улице Кирова, ныне Аскарова. Все получили хорошие аттестаты, а Роза окончила школу с золотой медалью. Все были активистами, за успехи в учебе и участие в общественной жизни награждались грамотами, поездками по Союзу.

Серик уже в седьмом классе являлся директором музея пионерской славы областного Дома пионеров. После школы он поступил в Московский институт химического машиностроения, окончив его, вернулся в Джамбул, работал мастером цеха НДФЗ. Затем началась блестящая комсомольская карьера - второй секретарь горкома комсомола, учеба в Высшей комсомольской школе, завотделом ЦК комсомола, первый секретарь Талды-Курганского обкома. Вместе с Имангали Тасмагамбетовым он баллотировался на пост первого секретаря ЦК комсомола Казахстана. Работал в ЦК Компартии республики, Аппарате Президента и Кабинета Министров, Администрации Президента. Назначался первым заведующими Исполнительным секретариатом Ассамблеи народа Казахстана, заместителем министра по делам молодежи туризма и спорта, заведующим отделом Администрации Президента, заместителем акима Алматы, избирался депутатом Мажилиса Парламента двух созывов.

Сегодня Серик Турарович, имеющий непререкаемый авторитет среди братьев, доктор социологических наук, профессор, академик НАН РК, возглавляет Институт социологии, исполняет обязанности президента Национальной академии наук. Кстати, его супруга Зарема Шаукенова также академик НАН РК.

Второй сын Султан, решив пойти по стопам отца, окончил Первый Московский медицинский институт имени И. Сеченова. Работал в системе санэпиднадзора Жамбылской области, вырос до заместителя главного врача областной СЭС. Переехав в Алматы, был помощником министра здравоохранения, консультантом Аппарата Правительства, директором Республиканского медицинского колледжа, проректором Казахского национального медицинского института. В настоящее время возглавляет Республиканскую Ассоциацию медицинских колледжей, руководит крупной частной медицинской клиникой в ранге профессора, доктора медицинских наук.

Жанат Сейдуманов тоже окончил столичный институт - Московский технологический, затем трудился инженером-технологом Джамбулской мебельной фабрики, избирался секретарем комсомольской организации техникума, занимал солидную должность в Заводском райисполкоме. Затем перевелся в Алматы, где возглавил Республиканский национальный культурный фонд, работал помощником министра печати и массовой информации Алтынбека Сарсенбаева, начальником управления делами министерства, президентом государственного концерна «Қазақ қітап», акимом города Талгара, в Мажилисе Парламента. Позже руководил Республиканской книжной палатой, Национальной библиотекой Казахстана. К сожалению, после столь успешной работы на благо родной страны Жанату Тураровичу пришлось испытать необоснованные обвинения в растрате бюджетных средств. Сильнейшие переживания и стресс сказались на его здоровье, привели к диабету, давшему тяжелые осложнения во время эпидемии коронавируса, и 14 июля 2020 года он скоропостижно ушел из жизни.

Младший из сыновей Манат малой родиной считает село Байкадам Сарысуского района, где он родился в бытность отца главврачом районной туберкулезной больницы. После школы уже по сложившейся семейной традиции он тоже оканчивает известный медицинский вуз Союза - Первый Московский медицинский институт имени И. Сеченова. Опять-таки, согласно традициям, после института несколько лет отработал в жамбылских больницах, затем уже в столичных медучреждениях.

В 1996 году Манат Турарович снова возвращается в родные края начальником департамента здравоохранения Жамбылской области. Далее он работал в городах Алматы, Талдыкоргане, Кокшетау, Петропавловске и везде ветераны здравоохранения интересовались, имеет ли он отношение к Турару Алишевичу. Узнав, что это его отец, горячо обнимали, одобрительно хлопали по плечу.

С 2021 года кандидат медицинских наук Манат Сейдуманов работает руководителем департамента Комитета медицинского и фармацевтического конт­роля по Жамбылской области. Его супруга Гульнара, кандидат медицинских наук, работает главврачом крупного детского санатория в городе Алматы.

Дочь Роза, единственная, кто окончил медицинский институт в Алма-Ате. После института работала врачом-педиатром, последние два десятка лет проживает в Караганде, куда отправилась по распределению супруга Анвара, работает главным врачом областного Дома малютки.

Не отстает и подрастающее поколение Сейдумановых. Из полутора десятка внуков Турара Алишевича и Рахимы Аманжоловны более половины имеют степени доктор PhD, владеют иностранными языками, двое еще учатся, причем в зарубежных вузах, куда поступили самостоятельно на гранты этих государств.

Внук Альнур Серикович работал в Администрации Президента, сейчас возглавляет управление общественного согласия акимата Павлодарской области. Адиль Манатович первым из внуков окончил докторантуру и успешно защитил докторскую в Пекине, работал в Канцелярии Премьер-Министра, недавно получил в Аппарате Правительства назначение государственным инспектором, куратором вновь организованной Улытауской, затем Павлодарской областей. Он владеет четырьмя языками. Алишер целый год изучал язык в китайском Ухане, потом учился в Канаде. Алия восемь лет училась в Праге, окончила бакалавриат, магистратуру и докторантуру.

Такова краткая история жизни простого врача Сейдуманова Турара Алишевича, некогда сына «врага народа». Он никогда не кичился высокими связями или положением, богатством, никогда не имел даже собственной машины. Все нажитые средства, знания, душу, культуру старался вложить в воспитание детей, в их светлое будущее. Его сыновья ехали в неблизкую Москву не на ура, их направлял мудрый отец, уверенный в их силах и способностях. Да и в столице приезжим студентам приходилось несладко. Голая стипендия да небольшая помощь родителей. Но братья и там не потерялись, не гнушались черновой работы, трудились и дворниками. Самое главное, поддерживали друг друга, чтили старших, помнили наставления отца - жить честно, не гоняться за чужим.

Чувствовались в характере Турара Алишевича и колоссальное трудолюбие, оптимизм, бесстрашие перед трудностями. Конечно, в становлении его характера, карьерном росте немаловажную роль сыграли и генетические корни. Вспомним его отца Сейдумана, с четырехклассным образованием ставшего председателем колхоза в 23-летнем возрасте.

К слову, Турар-ага всегда старался уходить от обычного повседневного формата. По воспоминаниям близких, даже в домашний антураж старался вносить новшества. То стеллажи книжные собственноручно сколотит, то чеканки оригинальные на стены закажет, картины развесит, то мебель по-своему переставит.

И можно смело утверждать, что успехов он добивался исключительно за счет личностных качеств, трудолюбия, таланта, характера. И если бы не та злополучная драма с ДТП в Тургае, возможно, его ждали бы и другие, так и непокоренные вершины.

Осталась из-за этого в стороне и почти готовая кандидатская диссертация. Лишь старый отцовский чемодан с кипами бумаг, документов, статей напоминает детям о той работе.

Несомненно, неоценима здесь роль и супруги Турара Абишевича Рахимы Аманжоловны, сумевшей стать надежным тылом семьи. Рахима-апай окончила Луговской зооветтехникум, затем Жамбылский технологический институт, много лет проработала в лаборатории городской санэпидстанции. Коллеги помнят ее очень собранным и целеустремленным человеком со здоровыми амбициями.

А сколько через ее дом прошло родственников и близких из родного Сарысу, порой ее уютный очаг напоминал караван-сарай. И каждого гостя она старалась пригреть, накормить, пристроить.

Сейчас покойную Рахиму-апай напоминает дочь Роза, те же мамины черты, тот же несгибаемый нрав. Роза окончила в Жамбыле известную школу имени Джамбула с золотой медалью. В 18 лет поступила в мединститут, тут же вышла замуж. За шесть лет учебы и замужества успела родить троих детей, причем ни разу не взяв ни академического, ни декретного отпусков.

Примечательно, что, войдя в семью Сейдумановых, и снохи заражаются лидерскими качествами. Так, супруга Серика Тураровича Зарема - доктор наук, академик НАН РК. Жена Маната Гульнара - кандидат медицинских наук, главный врач детского санатория. Любовью и уважением семьи пользуются и супруги Султана и Жаната - Мейрамгуль и Аида.

Впрочем старшие Сейдумановы всегда относились к ним, как к дочерям, ценили их.

И это тоже одно из достоинств Турара и Рахимы Сейдумановых.

Жарылкасын НУРАЛИЕВ

Самые читаемые статьи недели: