Развитие современной экономики сочетает в себе черты самых разных походов, идей и технических воплощений. Когда мы говорим о конкретных интересах Жамбылской области, то рассматриваем несколько самых различных аспектов. Здесь и разработка многочисленных залежей полезных ископаемых, в числе которых рудные и минеральные месторождения, уголь и природный газ, огромные запасы фосфоритов.
Помимо этого, наш регион, расположен в таких условиях, где полупустыни переходят в череду сменяющих друг друга природных зон - от предгорий до альпийских лугов юго-западного Тянь-Шаня с его богатым животным и растительным миром. Геологические же условия тоже благоприятны для развития экологически чистого бизнеса.
Если государство заинтересовано инвестировать большие средства в «долгоиграющие» проекты, рассчитанные на годы или десятилетия, то частный бизнес, как правило, ориентирован на те вложения, но при условии, что дадут отдачу в более короткие сроки. В этом смысле такая отрасль как туризм является довольно редким сочетанием идей, которые устраивают как государство с его интересами, так и предпринимателей, ориентированных на прибыль в обозримом будущем. Жамбылская область же, помимо перечисленных уже не раз перспективных проектов по горному, экологическому, экстремальному, пешему и прочим видам туризма, может предложить и такую его многофункциональную форму, как геотуризм. В регионе, где на поверхность Земли выходят породы, которым миллиард лет, где горные цепи помнят времена трилобитов и динозавров, чьи останки встречаются буквально в двух шагах от Тараза, развитие геотуризма, - вполне ожидаемый ход со стороны государства и бизнеса.
О планах по созданию в Жамбылской области современного исторически-туристического комплекса мы рассказали в статье «Геопарк на аулиеатинской земле» («Знамя труда», № 123 от 29.10.24).
В продолжение темы директор ТОО «Научная организация «Арк» Искандер Торбеков рассказал нам об аспектах создания в Жамбылской области геопарка. Этот проект объединяет в себе сразу несколько аспектов развития малоиспользуемых или вовсе неиспользуемых территорий.
Напомним читателям, что геопарк - это не имеющий статуса особо охраняемого регион, на территории которого наглядно раскрывается геологическая история Земли, формирования местных ландшафтов, образования пород и месторождений полезных ископаемых, где сохранились в массовом порядке ископаемые останки доисторических животных. Потому геопарки - уникальные объекты геологического наследия планеты, выдающиеся с точки зрения их редкости, красоты, значимости для устойчивого развития регионов.
Идея создания такого парка, как мы уже писали, в Жамбылской области исходила от акима области Ербола Карашукеева и получила одобрение на разных уровнях. Остается надеется, что в скором времени будет решен и вопрос официального открытия и финансирования. Благо для этого не требуется огромных вложений.
Что объединяет уже имеющийся опыт создания геопарков в разных странах? Самое главное, это наличие и правильное использование кадров. Для того чтобы реализовать потенциал геопарка, необходим квалифицированный (и мотивированный материально и морально) персонал, который в большинстве случаев должен быть обучен и подготовлен на месте.
- Как же это сделать? - спросили мы у И. Торбекова
- В прошлом году мне довелось побывать на международной конференции в Алматы, где гостями и участниками были представители геопарков из России и Кыргызстана. Они провели расширенные и очень интересные семинары, из которых мне особо запомнился семинар о геопарке «Янган-Тау» в Башкортостане, - рассказал собеседник. - Его территория отличается высоким уровнем развития нематериальной культуры. Ежегодно в районе проводится международный фестиваль «Салауат йыйыны», нацеленный на сохранение культурных традиций башкирского народа. Развиты многочисленные промыслы и ремесла: бортничество, коневодство, производство кумыса, создание народных костюмов и музыкальных инструментов, гончарное дело и искусство ковки, знахарство. Жители района участвуют в соревнованиях сэсэнов - сказителей мифов и преданий. Материальное культурное наследие представлено 32 памятниками археологии (курганы, городища, селища, пещерные стоянки), из них девять - федерального значения, в их числе Идрисовская пещерная стоянка и Идрисовская писаница. Функционируют экскурсионно-туристские маршруты с посещением геообъектов: Лаклинская, Идрисовская и Урмантауская пещеры, источник Кургазак, Куселяровские сернистые источники, каменные ворота у с. Лаклы, Яхинский разрез, Лимоновский гребень и другие. На территории геопарка функционируют 24 музея, посетив которые можно узнать геологическую, естественную историю геопарка, проникнуться культурой северо-восточных башкир. Геологическую и естественную историю района можно узнать, побывав в музеях курорта «Янган-Тау», морском музее Каравелла, музее Салавата Юлаева. В 2018 году геопарк стал площадкой для проведения республиканского полевого профильного лагеря «Юный геолог», в рамках которого проводятся занятия по гидрометрии, радиометрии, минералогии и петрографии, палеонтологии. Много лет проводится мероприятие «Юрюзань» для людей с ограниченными возможностями. На территории проходит полевая практика студентов-географов Башкирского государственного университета.
- Этот геопарк строили с нуля? Чем нам полезен опыт соседей?
- Еще в советское время на этой территории был построен санаторий «Янган-Тау», он сохранился и расширился, и вот на его-то базе поначалу и находился геопарк. Директор санатория выделил пять штатных единиц из числа молодых активных сотрудников для начала работы парка: это директор, научный руководитель, профессиональный геолог и два менеджера по туризму. Платили им из бюджета санатория, других средств просто не было. Постепенно с ростом объемов работы подключились республиканские органы, затем и Москва. В 2020 году «Янган-Тау» стал первым в России и на всем постсоветском пространстве геопарком под эгидой ЮНЕСКО. Теперь это объект государственного значения, у него хорошее финансирование, и он развивается с каждым годом. Например, на территории геопарка сформирована сеть из около 20 туристских маршрутов: два спелеомаршрута по пещерам геопарка; восемь сплавов по рекам Ай и Юрюзань; два геологических тура с посещением ряда ключевых геообъектов (разрезы Мечетлино и Ахуново; Куселяровские сернистые источники и источник Кургазак); маршруты с этнографическо-краеведческой специализацией «Чудный край», «По следам П. С. Палласа» и «По следам С. М. Прокудина-Горского»; орнитологический маршрут для любителей птиц, проходящий по ключевой орнитологической территории России БС-022 «Уфимское плато», наконец, комбинированные и пешеходные экскурсии. Там имеется оригинальная площадка на водяной мельнице XIX века, действующей с полным технологическим процессом - от помола зерна в муку до приготовления из нее хлебобулочной продукции по рецептам 200-летней давности. Пользуется огромной популярностью у посетителей парка.
Как видим, ставка на молодые силы, творческую молодежь себя оправдала. Так что используя опробованный на практике опыт, можно начинать кадровую установку геопарка всего с пяти единиц. Но это только начало! Очень желательно, чтобы руководителем геопарка стал специалист соответствующего или сопутствующего профиля.
- У нас в области, насколько я знаю, в вузах открывались кафедры туризма.
- Да, но это не совсем одно направление. В жамбылских вузах нет обучения по специализации «геология», даже если появится задача создания ее, то уйдут годы, прежде чем появится какая-то реальная отдача. Нет у нас пока собственных геологов, геолого-разведчиков, их придется искать на уровне республики либо обучать в республиканских вузах, но географы, ботаники, историки имеются. Они и могут стать основой кадров геопарка.
Разумеется, сразу встает вопрос: уж коли у нас есть перспективы развития разных видов туризма, то нужны и соответствующие кадры. Ведь туризм - не только горный - прекрасно сочетается с работой геопарков. К сожалению, на протяжении почти 30 лет, после закрытия в Джамбуле станции юных туристов, горный туризм в области остается уделом деятельности буквально горстки энтузиастов. Эти бесценные кадры уже в пенсионном и даже в преклонном возрасте: наши «снежные барсы» (покорители всех семитысячников Советского Союза) - Кудайберген Ташмамбетов и Анатолий Турчев - уже пенсионеры. Все еще активны Юрий Горборуков, Хасина и Рауф Сабитовы, но молодежи им на смену, увы, идет немного - это, опять-таки, энтузиасты-одиночки. А нам потребуются и альпинисты, и спелеологи, и гиды, и проводники пеших маршрутов. Много лет мы бьемся над тем, чтобы в области была воссоздана станция юных туристов, но годы идут, а проблема так и не решается, при том что во всех остальных областных центрах Казахстана такие учреждения либо имеются, либо были воссозданы. В начале века вроде бы дело сдвинулось с мертвой точки, но пришла пандемия, и вновь дело заглохло.
- Да, нам знакома эта проблема, «Знамя труда» не раз писала об этом.
- Позвольте, приведу пример. До начала пандемии из бюджета финансировались три массовых мероприятия детского и взрослого туризма: весенняя туриада, республиканский слет с участием молодежи из областей - «Алматы - сердце Родины моей» и, наконец, осенняя туриада с награждением победителей конкурсов. Очень полезные и нужные мероприятия! Для создания геопарка - это самые нужные направления. Здесь и подготовка кадров, заодно информирование заинтересованных групп, а также рекламная компания в области и республике. Но, увы, во время пандемии все массовые мероприятия были отменены, средства на них перестали выделяться. А потом произошел казус: пандемия закончилась, а средства на мероприятия так и не стали выделять. Насколько я знаю, заявка в областной бюджет уже подана, и в следующем году туриады вновь будут проводиться.
Еще о кадровом вопросе. В Университете Дулати с 2008 года ведется подготовка кадров по специальности «туризм». Мы уже вышли на контакт с вузом, общались на уровне проректоров, заместителя директора по науке. Встретились мы и с заведующей кафедрой «Туризм и сервис» Ултуган Орынбаевой. В задачах, стоящих перед студентами кафедры, - умение разрабатывать новые туристские проекты, соответствующие требованиям индустрии, выявлять приоритетные направления в проектировании; выявлять элементы инфраструктуры туризма в наибольшей степени способные удовлетворить потребности населения, анализировать особенности влияния географических факторов на развитие туризма. Очень важно уметь обеспечить безопасность при проектировании тура и туристических услуг, прогнозировать и принимать грамотные решения в обычных условиях и в условиях чрезвычайных ситуаций по защите туристов, применять современные меры безопасности, создавать комфортное состояние среды обитания туристов, идентифицировать негативные воздействия путешествия.
- Получается, геопарк может предоставить для вуза в плане обучения большие возможности?
- Да, в рамках развития работы геопарка, после его создания есть прекрасная возможность организовать для студентов вышеуказанной кафедры условия для производственной практики, а также повысить кругозор обучающихся в знаниях о родном крае, его природе, геологических особенностях наших гор, растительном и животном мире. В любом случае, это полезно для подготовки региональных кадров, а геопарк получит возможность выбрать нужное количество наиболее квалифицированных выпускников для работы на своих маршрутах. И еще я согласен с мнением специалистов в данной отрасли, что сфера образования может предложить развивающейся туристической отрасли квалифицированных выпускников, способных поднять туризм в нашей стране. Однако разрозненных усилий отдельных вузов недостаточно, необходима регулируемая государством система небольшого количества вузов с конкретной специализацией по подготовке туристических кадров.
Что же касается начального финансирования тех или иных проектов в рамках развития геопарков, то к этому планируется привлечь те крупные предприятия, что уже действуют на их будущей территории. В данном случае речь идет о таких промышленных гигантах, как компании «Казфосфат» и «ЕвроХим», они вполне могли бы оказать помощь в создании устойчивой структуры геопарка. Во всяком случае, в России и Кыргызстане такой опыт имеется.
- Вы уверены, что гиганты большой химии проявят желание выделять какие-то средства на создание или поддержание деятельности геопарка? Бизнес нацелен в первую очередь на получение прибыли.
- Но ведь существует такое понятие, как социальная ответственность бизнеса. Эти предприятия действуют на нашей земле, здесь получают прибыль, на них трудятся жители Жамбылской области, так почему же таким объектам не оказать помощь в развитии того региона, где они расположились? Тем более речь не идет о каких-то огромных разорительных суммах. Геопарку на этапе становления будет полезна любая помощь. В общем, мы надеемся на понимание и ответственность руководства химических предприятий в этом вопросе. А когда дело дойдет до того, что парк перейдет под эгиду ЮНЕСКО (я верю, что это произойдет, и в не очень отдаленном будущем), то тут уж государство подключится своим бюджетом, ведь речь будет идти не только о развитии бизнеса, но и престиже республики на международной арене!
По предварительным расчетам, первый этап становления геопарка в Жамбылской области займет от одного года до двух лет. За это время требуется сформировать устойчивый бренд организации и определиться с кадровой политикой, как я уже говорил, делая главную ставку на молодежь. С формированием плана рабочей деятельности начнутся разработка и походы по различным туристическим маршрутам, что повлечет за собой создание новых рабочих мест.
Есть и еще один важный аспект деятельности геопарка. В советское время в наших приграничных районах из-за прозрачной границы между республиками существовало множество туристических маршрутов, которые вели из Казахстана в Кыргызстан, существовало мощное трансграничное сотрудничество. Его необходимо возобновлять на всех уровнях, организовывать, вернее, возобновлять туристические маршруты в такие замечательные природные места, как озеро Сары-Челек, плато Афлатун, привлекать туристов «с той стороны» в наши живописные горы и ущелья. Природа юго-западного Тянь-Шаня представляет собой такую горную страну, где пейзажи, растительный и животный мир ничуть не уступают красотам европейских Альп или Кордильер. Развитие межреспубликанских маршрутов даст возможность поднять местный туризм на качественно новый уровень. И создание геопарка станет важной вехой на этом пути.
- Спасибо за беседу!
Юрий ЕФИМОВ