Меню
20 ноября, 2024 / Знамя труда / Образование

Поступательное развитие

Реформы и успехи системы образования

Поступательное развитие Поступательное развитие

23 ноября 1939 года в соответствии с постановлением Верховного Совета Казахской ССР был основан отдел народного образования Джамбулского областного Совета депутатов трудящихся с центром в городе Джамбуле. Он решал ключевые задачи в области образования и воспитания молодежи. В предвоенные годы основной задачей облоно стало искоренение неграмотности и низкого уровня грамотности среди населения области.

 

В 1939 году в 17 интернатах региона обучались 1265 детей, а в 320 школах (начальных, неполных средних и средних) - 45785 учащихся. К 1940 году в образовательных учреждениях региона уже обучались 62264 ребенка.

Важной частью работы облоно было повышение квалификации педагогов. В 1951 году при нем был создан Джамбулский областной институт усовершенствования учителей на базе областного методического кабинета.

К 1969 году в школах региона работали уже более десяти тысяч учителей, из которых более четырех тысяч имели высшее образование, а около 1500 — незаконченное высшее. В школах обучались 165559 учащихся.

Для решения проблемы трехсменных школ принимались меры по расширению образовательных учреждений, включая строительство пристроек, что позволило создать дополнительные места для учеников.

В начале 70-х годов внимание было сосредоточено на всеобщем обязательном среднем образовании, а также на обучении работающей молодежи в возрасте от 16 до 30 лет.

С момента обретения Казахстаном независимости и по сегодняшний день в сфере образования региона произошли фундаментальные изменения. Объемы финансирования увеличились в несколько десятков раз. Например, если в 1999 году на развитие системы образования области было выделено 2,7 миллиарда тенге, то в 2019 году - 133,8 миллиарда, а уже в этом году – 317,8 миллиарда тенге.

В начале 90-х в регионе работали всего 30 организаций дошкольного образования, в 2019 году их количество возросло до 542, а на 2024 год составило 595 с охватом 59046 детей.

Также увеличилось количество общеобразовательных школ. В 1991 году их было 406, в 2010-м – 442, а в настоящее время в регионе работают 511 общеобразовательных школ, в которых обучаются 246358 детей.

Стоит отметить, что в 1991 году ни в одном образовательном учреждении области не было компьютеров. Сегодня же все школы оснащены новейшей компьютерной техникой, в большинстве школ есть лингафонные кабинеты и кабинеты для занятий робототехникой. В этом году, к примеру, ведутся работы по открытию в общеобразовательных школах 171 оснащенного кабинета химии, физики и биологии, а также трех STEM-лабораторий и трех кабинетов робототехники.

В начале 90-х в регионе функционировали восемь колледжей и 24 профессиональных лицея. На сегодняшний день работают 42 колледжа, в которых обучаются 27405 человек.

С 2016 года в школах региона была внедрена цифровая форма коммуникации учителей, школьников и родителей «Күнделік». Сейчас все школы перешли на ее аналог – платформу BilimClass. Современные школьники уже и не знают, что такое бумажные дневники. Вся информация об оценках учащихся, их домашних заданиях, расписании уроков есть в электронной системе, доступ к которой имеется и у родителей ребят.

В 1992 году в регионе работало лишь 10 учреждений дополнительного образования, в 2019 году их количество возросло до 73. На сегодняшний день насчитываются 77 таких учреждений, которые охватывают 68730 учащихся.

В рамках Национального проекта «Комфортная школа» по поручению Главы государства Касым-Жомарта Токаева в этом году в регионе открылись две комфортные школы - в селе Сарыкемер Байзакского района на 600 мест и в областном центре на 1200 мест. Всего по проекту, который нацелен на решение проблем дефицита ученических мест, ликвидацию аварийных школ и трехсменного обучения, в области построят 12 комфортных школ.

Также в регионе активно развивается инклюзивное образование. Из 8200 детей с особыми образовательными потребностями 6670 охвачены образованием и воспитанием. Для этих целей работают 26 специальных образовательных учреждений и инклюзивных кабинетов. Также проводится большая работа по созданию безбарьерной среды для равного доступа всех учащихся к образовательным учреждениям. На сегодняшний день адаптированы 300 объектов образования, и работа в этом направлении продолжается.

Цифры свидетельствуют о том, что система образования в области за 85 лет никогда не оставалась в стагнации.

Подготовил Дионисий ПЛЯШЕШНИК,
фото Юрия КИМА

Самые читаемые статьи недели: