Меню
Сегодня, 17:53 / Знамя труда / Регионы

Почему у старика есть гора?

История края в названиях топонимов

Почему у старика есть гора? Почему у старика есть гора?

С древних времен казахи особое внимание уделяли названию местности. Потому что в нем заложен глубокий смысл, сохраняется история и отражаются события времени. Названия горам, рекам, полям, степям давали такие, которые имеют сакральный смысл, несут в себе мечты, надежды, чаяния народа.

 

К примеру, в районе Т. Рыскулова близ села Акыртобе есть местность Калмаккырган. Так она называется, потому что именно здесь в средние века было разгромлено войско калмыков. С этим же событием связано и название самого села.

Слово «ақыр» в казахском языке означает «последний». Поэтому топоним Ақыртобе на века зафиксировал пожелание: чтобы для калмыков, от которых казахский народ страдал не один год, это место стало знаком их последнего похода, холмом, который они так и не смогли преодолеть.

Одним из таинственных мест района Т. Рыскулова, о котором ходит немало легенд, считается гора Шал тауы, или Гора старца. Она находится среди горных хребтов Кыргызского Алатау в ущелье Шал тауы в 60 километрах от районного центра села Кулан и в 22 километрах от села Кумарык. Шал тауы возвышается на высоте 2800-3000 метров над уровнем моря.

Омирбек Колбаев, который был егерем в этой местности, рассказывал:

- Есть легенда о том, что на рассвете на вершине Шал тауы можно увидеть силуэт Шал баба, который является хранителем этих гор. И сейчас встречаются люди, которые видели его силуэт. Шал баба жил здесь в эпоху уйсунов. Обитал высоко в горах. Знал каждый камешек горы, каждый ручеек. Понимал шебетание птиц, различал звуки диких животных, понимал их зов о помощи. Он был быстроногим, метким стрелком, мог приручить самого свирепого зверя. Дикие животные - медведь, тигр, рысь, горный козел, плененные волшебным голосом Шал бабы, слушались его. Шал баба был святым, ясновидящим. Доказательством тому могут служить рисунки этих животных на склонах горы.

Еще одну версию легенды мне поведал мой дед Москеу Нокрабеков, а узнал он ее от моего прадеда:

- В детстве мы с отцом часто ходили в горы. Одним из излюбленных нами мест был Шал тауы. Там воздух был другим, атмосфера горы была таинственной, загадочной. И отец рассказывал легенду о Шал аулие. Давным-давно, несколько столетий назад, а может и больше, на месте, где сейчас расположено село Кумарык, было другое поселение. К сожалению, никто из ныне живущих названия не помнит и точное время произошедшего тоже не знает, - рассказывал дедушка. - Жил в том ауле старый охотник, который знал горы и степь как свои пять пальцев. На охоту он выходил один. Мог находиться в горах по нескольку дней. Понимал язык зверей, чувствовал присутствие нечистой силы, видел то, что не могут видеть обычные люди. В один из дней охоты он устроился на ночевку на берегу озера Кокколь и разжег костер. Вдруг слышит чьи-то голоса недалеко от себя, за камнями. Через некоторое время голоса приблизились, оборотни подошли к старику и стали то просить поделиться ужином, то смеяться без причины. Охотник понял, кто они, но ждал подходящего момента, чтобы расправиться с ними. Схватил он одно из существ и начал избивать хлыстом. Остальные сбежали. Отпустил охотник избитого оборотня. Убегая, тот кричал старику, что все равно заберет его жизнь. Вернулся охотник к себе в аул. Прошло несколько дней. В дверь его дома постучалась милая девушка. Жена его открыла дверь, позвала зайти, угостила ужином. Через некоторое время женщина попросила гостью налить чай старику: ей понадобилось уйти по делам. Оставила она девушку с мужем, ничего не подозревая. А та выпустила длинные острые когти и зарезала охотника со словами: «Говорили тебе, что смерть твоя будет от нас». Так и умер старый охотник от нечистой силы... С тех пор гору, где он охотился, стали называть Шал тауы, а самого охотника Шал әулие, то есть святой старик.

Озеро Кокколь существует до сих пор. Интересно, что из этого озера даже животные не пьют воду. Объем, глубина озера все еще толком не изучены, так как исследовательские экспедиции еще не дошли до этих мест. Приезжают сюда пока только те, кто собирает загадочные истории.

Если собрать вместе легенды и известные факты, а также вспомнить научные теории, то можно предположить, что из-за своей труднодоступности гора в свое время была святилищем для местных жителей. Это подтверждает и наличие петроглифов, и рассказы местных жителей о том, что во время засухи жители аула в предгорьях Шал тауы устраивали ритуал тасаттық: резали скотину, молили Всевышнего о милости, просили дождь. После этого именно на вершине Шал тауы появлялась туча и несколько дней шел доджь, благодаря которому поспевал хороший урожай, и жители были сыты.

Детали легенды намекают на какие-то древние обряды, связанные с жертвоприношениями, инициацией, охранными ритуалами...

Много таких загадочных мест у нас в стране, которые хранят вековые тайны. И люди из поколения в поколение, из уст в уста передают легенды, истории, рассказы. И эти места ждут своих исследователей.

Азиза МАСКЕУ

Самые читаемые статьи недели: