В предыдущем номере мы опубликовали первую часть интервью с нашим коллегой, прежним главным редактором газеты «Знамя труда» Бекетом Момынкулом. Сегодня предлагаем вашему вниманию продолжение беседы.
Прежде чем перейти к интервью, хочется отметить одну важную черту нашего собеседника. Для тех, кто знает его со стороны, он кажется человеком легким, шутником, кредо которого «давайте жить дружно». Однако на самом деле он обладает обостренным чувством справедливости и не боится вступать в конфликты, когда защищает свою жизненную позицию. Ниже читатель поймет, о чем речь.
- Бекет Абдильдаевич, во время Вашей работы на телевидении ряд открытых программ обрели популярность, стали ожидаемыми. Например, мои знакомые обязательно старались посмотреть новостную программу «Сулейменова, 6». Знаю, что были положительные отклики и на другие программы. Почему Вы ушли с телевидения?
- Наверное, нужно начать издалека. В то время Шерхан Муртаза сложил полномочия депутата Мажилиса Парламента и вокруг него образовался такой, скажем, политический вакуум, чуть ли не изгнание. Причина - он несколько раз выступал против Нурсултана Назарбаева, и ему устроили гонения. В ауле Талапты он остался практически один.
И вот он садится на коня утром, уезжает в горы, вечером только возвращается. Мы подумали, вот не дай Бог что-то с ним случится на старости лет. Человек, к словам которого прислушивались, крупный политический и общественный деятель оказался, можно сказать, в полной изоляции.
Мы поехали к нему в аул, я ему предложил, давай, ага, будешь ведущим передачи на канале. Он согласился. Мы с ним заключили договор на законных основаниях, и два раза в месяц выходила в эфир его передача «Шерхан уақыты». В это же время мы пригласили на работу Зейнеп Ахметову - это невестка Бауыржана Момышулы. У нее была программа «Кәусар бұлақ» о вопросах национального воспитания детей, особенно девочек. Передачи шли на ура.
А на меня написали жалобу, что я их незаконно принял на работу. Сверху комиссию прислали, ничего не нашли, и второй раз ничего не нашли. На третий раз прислали молодого пацана. Он все извратил, переврал, и меня поставили перед фактом: уволиться самому или уйти по приказу. Помню, вызвали на заседание правления корпорации в Астану. Там уже председатель сменился, Галым Амиралиев ушел, фамилию преемника не помню, потому что все вопросы решал его заместитель по фамилии Горбачев. Он сел напротив меня, положил на стол два листа так, чтобы я мог прочитать. Ну я и прочитал: один - приказ по собственному желанию, второй - приказ об увольнении по статье…
Спрашиваю, а если я не соглашусь по собственному желанию? Тогда, говорит, мы возбудим уголовные дела по финансовым нарушениям против Шерхана Муртазы и Зейнеп Ахметовой.
- На каком основании?
- На том, что вы им платили деньги.
- Договор есть, все по закону оформлено, я имею право с ними сотрудничать, - говорю я.
- Не имеете, - отвечает.
Между нами завязалась перепалка… Мне надоело, я спрашиваю, а если по собственному желанию уйду, то все нормально, претензий нет?
- Тогда все нормально.
- Тогда нарушений нет?
Он рассмеялся и говорит:
- Нарушения всегда можно найти.
Я плюнул и ушел.
- Уже много лет параллельно с журналистской деятельностью, Вы занимаетесь популяризацией жизни и деятельности Бауыржана Момышулы. А если бы он не был Вашим близким родственником, тоже бы продолжали писать на эту тему?
- Обязательно. Потому что это был совершенно неординарный человек. Бог его одарил всеми талантами. Он художник - может сесть и нарисовать человека. В музее хранится портрет матери, нарисованный им самим. Ты видела, какие он узоры вырезал просто для развлечения, в минуты отдыха?
- Нет.
- Вот, зайди в его музей, посмотри. Он очень много курил, а в сигаретные пачки фольга же вложена. Он ее не выбрасывал, а складывал причудливо и маленькими кривыми ножничками вырезал по каким-то воображаемым линиям. Потом он расправлял фольгу, а там - такие необычные цветы, узоры… Но главное, он действительно талантливый военный ученый, военный стратег, полководец. Он неординарный писатель. Его писательство тоже огромное значение имеет для нынешней молодежи.
Академик Манаш Казыбаев как-то сказал: «Бауыржан Момышулы был не просто рядовым участником Великой Отечественной войны, он был одним из величайших творцов великой Победы». Что это значит? Кого у нас называют творцами Победы? Сталин, Жуков, Рокоссовский, Конев, Тимошенко - одни маршалы. А тут - скромный полковник. Но он действительно внес огромный вклад в победу.
Второе, почему бы я занимался его биографией, - национальная гордость. Благодаря Бауыржану Момышулы весь мир узнал про казахскую нацию. Про то, что есть такие люди, которые, как писал немецкий генерал-фельдмаршал Гепнер после обороны Москвы: «Дикая дивизия, воюющая в нарушение всех уставов и правил ведения боя, солдаты которой не сдаются в плен, чрезвычайно фанатичны и не боятся смерти».
Бауыржан Момышулы - великий человек, ставший жертвой клеветы и зависти. Герой Советского Союза Малик Габдуллин про него сказал: герой без звезды.
В 1941 году комдив Иван Панфилов представил Момышулы к ордену Ленина - наши местные не поддержали. В 1942 году генерал Иван Серебряков представил к званию Героя Советского Союза - наши не одобрили. Он повторно в 1943 году опять отправил представление, причем с пояснениями, почему настаивает на вручении звания: девять пунктов - подвиги Бауыржана Момышулы под Москвой. Батальон Момышулы, находясь в окружении, дважды решил судьбу целой дивизии - Панфиловской. Это не я говорю. Это у Серебрякова написано. Опять наши не пропустили.
Было в войну такое правило - человека, представленного к высоким наградам, если он офицер, или с высшим образованием из национальных республик, должны одобрить сначала на уровне его республики. Когда представление на Момышулы пришло в Казахстан, местные его не поддержали. А вот, например, узбеки Сабыра Рахимова поддержали. Он стал Героем Советского Союза, генералом.
Как написал Малик Габдуллин, который в 1944 году побывал в Казахстане, «местные алма-атинские чиновники боятся нас. Завтра мы одержим победу, вернемся и займем их места. Не то что в Алма-Ату, они даже в Казахстан не хотят нас пускать».
Я сейчас этими вопросами занимаюсь. Есть документ. Серебряков пишет в Президиум Верховного Совета СССР, копию в президиум Верховного Совета Казахской ССР. То есть эта бумага пришла сюда, а Президиум Верховного Совета - это где-то человек 15. Значит, было обсуждение, есть протокол, кто выступил против, почему. Я сейчас вышел на след документов, которые проливают свет на ситуацию того времени. Собираюсь получить разрешение и поехать в архив, найти их и обнародовать.
И возвращаясь к вопросу о родственных связях. Я сейчас много занимаюсь биографией Малика Габдуллина. Кто он мне? Вовсе не родня, уроженец Кокчетава. Но я узнал очень много интересных фактов про его жизнь. Ему, кстати, тоже звание Героя Советского Союза не давали. А как он его получил? В 1942 году командиром корпуса был назначен генерал-майор Михаил Кутузов. К тому Кутузову, который воевал с французами, отношения не имеет - просто тезка. А на Момышулы постоянно писали кляузы. Казалось бы, прославленный, хорошо воевал, но он не давал покоя какому-то Смершевцу. Например, такая была жалоба - Бауыржан Момышулы хороший офицер, но при нас ни разу не поднял тост за здоровье товарища Сталина.
Кутузов приехал проверять, увидел, что все в полку отлично, он, можно сказать, получил удовольствие от общения с самим комполка Момышулы, с солдатами, и уезжая, спросил, есть ли какой-нибудь запрос. Одну твою просьбу выполню. Вероятно, генерал ждал, что Момышулы за себя попросит. Но тот попросил за Габдуллина. Поэтому в своих письмах Габдуллин благодарит Момышулы: «…если бы не Вы, я бы никогда не получил этого звания».
- Бекет Абдильдаевич, Вы ведь кроме журналистики еще занимаетесь публицистикой, Вы писатель. Расскажите об этом.
- Я не столько писатель, сколько переводчик. Перевел книги Шерхана Муртазы, Мекемтаса Мырзахметова, ряда других писателей. Ну, пара моих книжечек появилась, но скоро будет презентация моей книги «Момышулы әлемі».
Я ее написал на казахском языке. Это было трудно, потому что с детства пишу на русском языке - детский сад, школа, армия, университет, потом работа. За такое время язык ломается, словарный запас беднеет, поэтому долго мучился. Про книги мои - они не столько художественные, сколько научно-познавательные. Это исследования по биографии Бауыржана Момышулы. Каждый шаг, каждая дата.
Занимаясь этими исследованиями, я понял одну вещь. О нем много написано. Романы, повести, стихотворения, воспоминания в книгах, газетах, журналах, на радио и телевидении. Но все равно всплывают неизученные факты.
- Вот Вы говорите об исследованиях фактов. Это же касается и журналистики. Вам не кажется, что в последнее время наша профессия отходит от прежних основ, как-то извращается?
- Журналистика тех времен другая, потому что времена другие. Сейчас кругом частные собственники, не дай Бог, кого-то тронешь, сразу тащат в суд. В судах тоже не все однозначно… Я с этим столкнулся. Раньше мы смело писали проблемные материалы, проще было доказать свою правоту. А сейчас не каждый решается на журналистское расследование, довольствуясь официальной информацией… Журналистов развратили пресс-релизами. Даже просто хороший материал написать о человеке - редкость.
Пока встряски не будет, качество журналистики не улучшится. Будучи заместителем главного редактора, я занимался вопросами подписки. Ездил в Шуский район на встречу с читателями. И я помню до сих пор, как один железнодорожник, дядя Петя, сказал мне: «Вас читать неинтересно. Я полистал последний номер, фамилия акима повторяется 30 раз. Почему мою фамилию не напишешь? Я бы почитал».
Но у меня к тебе вопрос - ты все время про профессиональную деятельность. Почему про семью не спрашиваешь?
- Вот, спрашиваю. Давайте поговорим о семье.
- Семья у меня хорошая. Хочу сказать, что мне очень повезло с женой. С Айгуль мы вместе со студенческих времен. Сейчас у нас уже внуки. Одна внучка уже пишет стихи, сама поступила в Назарбаев Интеллектуальную школу, сейчас пишет книгу. Очень одаренная девочка. Младшие внуки непоседливые, с ними интересно общаться.
Старшие сын и дочь уже остепенились, младшие сын и дочка еще холостые. Все четверо - очень хорошие.
Родители тоже были замечательные люди. Папа всю жизнь на партийной работе. Он фронтовик. В 1942 году 8 марта ушел на войну, сразу попал под Сталинград. Потом Курская дуга, форсирование Днепра, бои за Бухарест, Будапешт… Вернулся только в августе 1947 года - после войны фронтовиков оставляли еще на освобожденных территориях, они помогали восстанавливать порядок. После возвращения его назначили парторгом в колхозе. Маму звали Урзада. Она у меня была шебутная, с характером. Бабушка Саракуль - младшая дочь известного Текебай-бия. Статная, красивая, худощавая. Бауыржан в своей книге об этом пишет.
Коротко говоря, я благодарен своей семье за то, что она мне давала и дает. За то, что в хорошие мои времена или плохие - за моей спиной всегда была ее поддержка.
Беседу вела Индира БОТАШЕВА
От редакции.
Как и в прошлый раз мы с сожалением отмечаем, что не весь материал поместился и на этот раз. За кадром остались интересные факты об архивных изысканиях, размышления о современной идеологической работе и многое другое. Думаем, все это можно будет найти в новой книге нашего собеседника. Ищите на полках и в библиотеках «Момышулы әлемі».