Меню
Сегодня, 16:20 / Знамя труда / Подробности

Из тьмы веков

Ноэль Шаяхметов - первый врач-антрополог в Казахстане

Из тьмы веков Из тьмы веков

На протяжении многих лет, когда я еще готовил объемный труд «Первые казахские врачи, известные медики ученые Казахстана», собирая необходимую информацию из архивов, книг, журналов, средств массовой информации, несколько раз натыкался в Интернете на информацию о враче, антропологе Ноэле Шаяхметове. К сожалению, в большинстве случаев это были поверхностные статьи, и в них было немало повторений. Многие люди не знают о нем. Итак, кто такой Ноэль Шаяхметов? Чем он известен?

 

Во-первых, он является младшим сыном Жумабая Шаяхметова, который возглавлял Коммунистическую партию Казахстана с 1946 по 1954 год. Во-вторых, после окончания медицинского института он одним из первых казахских специалистов начал изучать антропологию, которая несвойственна нашему народу (антропология - совокупность научных дисциплин, изучающих человека как биологический вид, его происхождение, развитие и так далее).

Итак, давайте начнем все сначала. Ноэль Жумабаевич Шаяхметов родился в 1931 году в Алма-Ате. После окончания средней школы поступил в Государственный медицинский институт имени В. Молотова в Алма-Ате (ныне Казахский национальный медицинский университет имени С. Асфендиярова) в 1949 году и окончил лечебный факультет в 1955-м.

«Мне пришлось провести все детство в больницах и санаториях. С 1936 по 1940 год я долгое время жил в санатории имени Н. Крупской в Евпатории, а затем в алма-атинских госпиталях. Если бы не антибиотик пенициллин, к которому у нас почти не было доступа в годы войны, я мог бы до сих пор испытывать боль и страдания. Вот почему я выбрала профессию врача», - говорил Ноэль, вспоминая, что в детстве он страдал от туберкулеза костей. Трудовую деятельность начал в Алма-Ате в качестве судебно-медицинского эксперта, криминалиста (позже возглавил Актюбинское областное бюро судебно-медицинской экспертизы).

В 1950 году, путешествуя на поезде из Москвы в Алма-Ату, на небольшой станции он купил старинную тонкую желтую книгу с изображением черепа на обложке. Автором этой книги «Основы восстановления лица по черепу» (1949) был известный скульптор-антрополог, археолог, лауреат Государственной премии, доктор исторических наук, профессор Михаил Герасимов - автор «Метода Герасимова» (методики восстановления внешнего облика человека по черепу). С интересом прочитав книгу, Ноэль решил стать антропологом и с энтузиазмом принялся за исследовательскую работу. По мнению Ноэля, хотя основы антропологии были сформированы во второй половине XIX века, ее началом в России принято считать период после Октябрьской революции. Первый шаг в этой области в СССР был тесно связан с именем выдающегося ученого Д. Анучина. Ведь еще в 1919 году он основал научно-исследовательский институт антропологии при Московском университете. После него антропологией занялся М. Герасимов, который создал самостоятельную лабораторию по антропологии при Институте этнографии АН СССР в Москве.

В 1957 году во время поездки в Москву Н. Шаяхметов посетил антропологическую лабораторию Института этнографии АН СССР на Пятницкой, 12, которую возглавлял Михаил Герасимов, и познакомился с ним и его сотрудниками. М. Ге­расимов тепло приветствовал и благословил казахского юношу и назначил профессора Галину Вячеславовну Лебединскую его научным руководителем. «Я никогда не забуду встречу с талантливым ученым-антропологом Михаилом Герасимовым, который воплотил в жизнь такие фигуры, как Иван Грозный и Амир Темир из тьмы истории. Ведь квалифицированный преподаватель, который одним из первых в советской науке научился делать лицо человека, глядя на строение черепа и создавая форму лица человека, несмотря на свой возраст, смог бы впечатлить любого своим трудолюбием и высокими моральными качествами. А как насчет советов, которые он давал своим ученикам? В этой поездке, помимо докторской профессии, которую я освоил до тех пор, я был полон решимости продолжить свои научные поиски еще одним сложным и интересным делом - антропологией. И я с большим желанием, когда несколько раз в год бывал в Москве, приезжал к профессору Герасимову, получал советы и делился идеями в течение 14 лет. Он был очень честным, щедрым, терпеливым и по-настоящему умным человеком. Моя дружба с Михаилом Герасимовым, который всегда поддерживал меня и стал моим учителем, продолжалась до 1970 года, когда его не стало, с его поддержкой я освоил много работы. У меня не было глубокого образования в области антропологии, но, несмотря на это, я многое узнал о роли физиологии в области судебной медицины. Интересно, что антрополог смотрит на череп и создает человеческую статую, используя самые разные материалы, отказываясь от разнообразных фантазий. Помимо фантазии, есть только один способ думать об этом - математический размер скелета черепа. Это удивительно! Вот что такое антропология...», - пишет в своих воспоминаниях Н. Шаяхметов. «Нэлик появился у нас в лаборатории такой молодой, увлеченный и страшно стеснительный! Герасимову он сразу понравился, а меня попросил его опекать. Я знакомила Ноэля со своими наработками, особенно по средней части лица и носу», - рассказывает известный антрополог Галина Вячеславовна Лебединская, которая работала у Михаила Герасимова с открытия лаборатории (1950) и возглавила ее после смерти учителя в 1970 году.

Для Ноэля первые работы между 1957 и 1965 годами были непростыми. Тем не менее его поиски и титаническая работа, над которой он много трудился и приложил немало усилий, дали свои плоды. Первой удачной работой его было изображение воина уйсуна, которое было опубликовано в научном журнале, и оно было одобрено М. Герасимовым.

В дальнейшем была работа над скульптурой-портретом народного батыра Махамбета Утемисова, антропологическая реконструкция Ноэля Жумабаевича Шаяхметова в 1967 году. Первая экспедиция прошла успешно, останки поэта были найдены и доставлены сначала в Гурьев (Атырау), затем в Алма-Ату, оттуда - в Москву.

«Работа по созданию скульптурного портрета продолжалась мною в Москве, в лаборатории пластической реконструкции Института этнографии Академии наук СССР под руководством доктора исторических наук Михаила Герасимова. Во время работы над бюстом Михаил Михайлович был максимально требователен и постоянно напоминал о большой ответственности, которую берет на себя исследователь, предлагая портрет, воспроизведенный по черепу исторического лица», - вспоминал Ноэль Шаяхметов в книге «Из тьмы веков».

В 60-х годах прошлого века в Алма-Ате пошли разговоры о создании скульптурной галереи и пантеона для известных казахских личностей в Коктобе, как в Грузии. Тогдашний министр культуры, дальновидный Ильяс Омаров поддержал это предложение и довел этот вопрос до тогдашнего председателя Совета министров республики Д. Кунаева. Ноэль был на приеме у Динмухамеда Ахмедовича, и он, поняв идею Шаяхметова, начал им интересоваться. Однако в 1970 году Ильяс Омаров умер, и его добрые дела не нашли сторонников и, к сожалению, не осуществились.

В 1966 году заместитель директора Научно-исследовательского института онкологии и радиологии в Алма-Ате академик Саим Балмуханов пригласил энергичного и любознательного Н. Шаяхметова на работу и назначил его врачом-рентгенологом, что дало ему возможность глубже изучить науку отечественной антропологии. В 1960-е годы была организована специальная антропологическая экспедиция по раскопкам после того, как академик Кажым Жумагалиев и поэт Таир Жароков заявили, что обнаружили место захоронения одного из руководителей крестьянского восстания в Западном Казахстане в первой половине XIX века, национального героя и поэта Махамбета Утемисова. В состав экспедиции также входил Ноэль Шаяхметов. В 1966 году он отправился в Атырау на раскопки гробницы Махамбета, оформив все необходимые разрешения. Об этом в интервью журналу «Легенда Адама» рассказал находившийся с ним онколог, профессор Кабижан Абисатов: «9 июля 1966 года мы пришли на могилу Махамбета. Под руководством Ноэля Шаяхметова начались земляные работы. На глубине 20-30 сантиметров посреди могилы лопата наткнулась на что-то твердое. Это оказался человеческий череп, на котором виднелись несколько трещин. Это говорило о том, что человек получил четыре серьезных ранения в голову.

«Судя по травмам на черепе и количеству зубов, которые отделены от тела, это, во-первых, голова человека, которого зверски убили, во-вторых, это голова человека, которую отчленили от тела, а затем закопали отдельно, в-третьих, это голова человека в возрасте от 40 до 50 лет. Глядя на это, можно сказать, что это череп Махамбета», - сказал тогда Ноэль Шаяхметов.

В 1967 году Ноэль Шаяхметов привез кости Махамбета в Алма-Ату и создал его скульптурную статую. В архивах Хивы, Ташкента и Омска Н. Шаях­метовым были найдены новые документы о крестьянском восстании в Западном Казахстане. В последующем он создал великолепные портреты Исатая и композитора-домбырашы Курмангазы. Это было большое достижение.

А когда речь заходит о том, как антрополог может доказать миру, насколько в итоге соответствует созданный им образ человеку, которому принадлежит череп, то возникает много мнений. Например, письма к М. Герасимову, создателю образа Ивана Грозного, наполнены вопросами: «Как вы определяете, что он таков есть?» Ученый рассказал, что в международных правилах антропологии есть много методов проверки, но они еще полностью не закончены. Он поручил экспертам привезти останки одного из героев гражданской войны, которого он раньше не знал, и чью фотографию никогда не видел. Все были настолько впечатлены работой, что жена командира дивизии А. Пархоменко, погибшего на Украине в 1920 году от рук махновцев, чей облик был восстановлен, удивилась.

«Страсть к своей профессии привела Ноэля к новым амбициозным планам. И он проделал еще одну работу - восстановление образа первого казахского пионера Болатбека Омарова, погибшего от рук кулаков в тридцатые годы ХХ века», - написал известный журналист Жанболат Аупбаев в очерке о Н. Шаяхметове («Егемен Қазақстан», 21.05.2019 год).

В эти годы были также найдены захоронения Курмангазы Сагырбаева (1967), Козы Корпеша и Баян сулу (1968, однако кроме искусно расшитого седла там ничего не оказалось), Кобланды батыра (1969) и других. По словам Саима Балмуханова, место захоронения Кобланды батыра знал Герой Советского Союза, ученый-филолог Малик Габдуллин, который после Второй мировой войны защитил кандидатскую диссертацию по героическому казахскому эпосу «Кобланды батыр». Захоронение было найдено в 1969 году в Кобдинском районе на окраине Жиренкопа. Большую помощь ученым оказал председатель Актюбинского облисполкома, предоставив жилье, питание и самолет биплан, на котором производились топографические облеты местности. Захоронение батыра сильно пострадало в разные годы, особенно во время освоения целинных и залежных земель. Там были найдены останки нескольких людей и лошадей. Началась работа по решению сложной, но интересной головоломки. Однако 19 июля 1970 года умирает министр культуры Казахской ССР Ильяс Омаров, который оказывал содействие ученым, а через два дня, 21 июля, уходит из жизни Михаил Герасимов. Это был переломный момент. У Саима Балмуханова и Ноэля Шаяхметова начались трудности, и проект практически закрылся. В силу сложившихся обстоятельств не был завершен в том виде, в котором планировался, бюст великого казахского композитора Курмангазы, и не начата антропологическая реконструкция облика Кобланды батыра. В 1971 году Ноэль Шаяхметов остался без работы и уехал в Москву, где до выхода на пенсию в 2009 году трудился в Онкологическом центре РАМН имени Н. Н. Блохина, куда его пригласили коллеги, с которыми он учился в Алма-Атинском мединституте.

Несмотря на то, что жил и работал в Москве, он часто приезжал в Казахстан, принимал участие во многих антропологических исследованиях и вносил посильный вклад в расширение горизонтов истории нашего народа. Например, в найденном в Каркаралинском районе Карагандинской области скелете человека, датированным V-IV веком до нашей эры, была обнаружена ручная трепанация черепа. Также при раскопках могильника в Жамбылской области был обнаружен череп древнего тюркского воина с отверстием три сантиметра, что доказывало - в то далекое время народными лекарями выполнялась хирургическая трепанация черепа. Эти выводы были сделаны антропологом, врачом Ноэлем Шаяхметовым.

В 2002 году Ноэль Шаяхметов предложил руководству респуб­лики создать антропологические скульптуры 10 казахских богатырей (начиная с Кобланды батыра). Однако в Министерстве культуры ответили, что это сложная работа, требующая специального решения Правительства. К сожалению, дело было оставлено без окончания из-за отсутствия финансирования.

Но как бы там ни было, врач Ноэль Шаяхметов является одним из первых казахов-антропологов, который воплотил в жизнь и создал портреты и скульптуры народного героя Махамбет батыра, Кобланды батыра, композитора-кюйши Курмангазы и других. Благодаря ему мы знаем, как выглядели эти исторические личности при жизни.

Сагындык ОРДАБЕКОВ,
врач-хирург, доктор медицинских наук, профессор,
член Союза журналистов Казахстана

 

Самые читаемые статьи недели: