The news is by your side.

Поучительные рассказы Ауезхана-ага. Воспоминания аксакала записали его собеседники

Воспоминания аксакала записали его собеседники

Уроженец аула Сауытбек Шуского района Ауезхан Бегимбетов запомнился землякам как интересный собеседник и умелый рассказчик. По специальности он был технарь, работал заместителем начальника городского жилищного управления, затем директором бюро технической инвентаризации в столице. При этом хорошо владел словом, умел увлечь слушателей своим повествованием.

В прошлом году в газете «Шуская долина» было опубликовано его стихотворение «Жеңгелерiме» («Женам старших братьев»), которое по достоинству оценили читательницы районки.

Минувшей весной Ауезхан Солтан­бекович скончался. 25 августа ему бы исполнилось 80 лет. В память о нем мы собрали беседы с Ауезханом-ага, которые в свое время тщательно зафиксировал писатель Мамытбек Калдыбай.

А беседы шли в основном об отце Турара Рыскулова.

Как-то Ауезхан-ага рассказал о событии, произошедшем в местечке Шыбыр Чуйского района, что недалеко от реки Аспара, в 1953 году.

— К слову, шыбыр — это поле с невысокими холмиками. Раньше там засевали просо и получали хороший урожай, — пояснил собеседник.

Однажды жители нашего колхоза имени Молотова отправились на той в отделение Тохташ, взяли и нас, детей, с собой. Прибыл туда и председатель колхоза Алтай Омирбеков на своем скакуне Айнакере. В программу праздника вошли соревнования по қазақ куресі, қыз қуу, другим национальным играм. Мне запомнился аударыспақ — сражение сильных и ловких всадников.

В середину вышел молодой человек из Мерке лет 25-ти на рыжеватом коне. Вообще, гостей из Мерке и Луговского района было больше, а из нашего Шуского района было всего человек 10, среди них был и Алтай.

Арбитр объявил:

— Кто выйдет сразиться с этим джигитом из Меркенского района?!

Все молчат. Через некоторое время Алтай зовет Саяпбергена, предлагает ему выйти на поединок.

— Алеке, я ведь уже в возрасте, — отвечает тот (Саяпбергену было 47-48 лет).

— Как можем отдать честь без борьбы? Обратись к духам предков, оседлай Айнакера и выйди, — говорит ему Алтай.

Саяпберген стал готовиться к поединку. Тогда я впервые увидел его сильную мускулистую спину, широкие лопатки, которые скрывала повседневная одежда, и восхитился. Он оказался атлетом.

Саяпберген подъехал на Айнакере к сопернику и сразу же вступил в схватку с ним. Потом оба то приближались, то уходили друг от друга. Вдруг сцепились, будто тянули козла в кокпаре. В какой-то момент Айнакер приостановился и резко повернул назад, а джигит из Мерке слетел из седла на землю.

После Саяпберген, заняв почетное место в юрте, рассказывал о прошедшей схватке: «Ох, этот джигит из Мерке оказался физически очень сильным. Я взял его хитрым приемом. Помог наш славный Айнакер. Во время схватки я выбил ногу соперника из стремени, потом носком слегка задел Айнакера, он резко приостановился и повернул назад».

— С тоя я вернулся в хорошем настроении, будто сам выиграл приз на состязании. С гордостью сообщил новость своей әже Майапа, — продолжает Ауезхан-ага. — Әже выслушала и говорит, что раньше это соревнование называли не аударыспақ, а поединок. И поведала историю, свидетелем которой была еще совсем юной, когда жила со своей семьей в Сусамыре в окрестностях Мерке. Как-то их аул стал готовиться к тою. Старшие говорили, что из Талгара приедет волостной Саймасай, с ним будут известные люди трех жузов. Рядом с аулом пролегала столбовая дорога. Пока шли состязания, по одну сторону дороги расположились киргизы, по нашу —
казахи. И вот настало время поединка. Джигитам, одетым в плотную одежду, вручили копья, снабдили лошадьми. В первых двух сражениях победил наездник-киргиз, и болельщики с противоположной стороны дороги ликовали, бросали головные уборы вверх, кричали. А наша сторона будто замерла, люди в смятении молчали.

А победитель стоит гордо, чувствует себя уверенно, ждет следующего противника. Выходит на поединок с ним юноша-казах, еще совсем безусый, едва пушок над верхней губой пробивается. Старики наши пытаются его остановить, не ходи, мол, слишком крепкий противник. А из толпы аксакалам перечат: пусть выйдет, если есть силы и желание! И молодой силач, звали его Рыскул, вышел. Недолго сражаясь, умело управляя скакуном, он победил противника.

Той закончился. Саймасай, восседая на почетном месте, усадил рядом с собой победителя и в присутствии гостей говорит:

— Твоим подвигом я очень доволен. Стань моим сыном, поезжай со мной в наш аул. Будешь в достатке жить.

Родственники джигита, конечно, возражали, но Саймасай все-таки увез силача с собой.

Мы слышали, что Рыскул, отец Турара, был хорошим наездником. Правда, в повести Мухтара Ауезова «Выстрел на перевале» Рыскул предстал в образе барымтача, с чем Ауезхан-ага был категорически не согласен. Он считал Рыскула героем, единолично выступившим против царской власти, против произвола богачей.

Летописцу из Мерке Беделу Сексенову Ауезхан как-то рассказал историю, услышанную от старших членов своей семьи.

— Когда Рыскул застрелил Саймасая, то сам явился к начальнику тюрьмы в городе Верном (ныне Алматы) и попросил спрятать там своего сына, опасаясь мести со стороны родственников убитого им покровителя. И этот вопрос удалось решить.

Позже жители Тюлькубаса, услышав о том, что Рыскула сослали в Сибирь на каторгу, собрали деньги и отдали их начальнику тюрьмы, чтобы вызволить Турара и забрать к себе в Тюлькубас. С такой же целью прибыли в Верный меркенцы. В итоги ребенка привезли в Мерке, но заботилась о нем также и тюлькубасская родня.

— А Рыскулу, сосланному в дальние края, удалось бежать, когда повозка, в которой он находился вместе с другим осужденным, оказалась в горах, — поведал Ауезхан-ага. — В сопровождении конвоя они подъехали к роднику, попили воды. Вокруг скалы. Двое солдат стали собирать ягоды вдоль дороги и ушли за поворот. Третий остался с подконвойными. Рыскул подал знак второму осужденному, они обезвредили уставшего конвоира и сбежали, забрав его ружье. Поздно ночью дошли до крайнего дома одного селения. Постучались, вышел старик с густой бородой. Беглецы попросили помощи, старик освободил их от цепей, завел домой и накормил. Рано утром Рыскул тронулся в путь. Нашел родственника в Мерке, пожил там. Но когда начались расспросы, кто он да откуда, направился к другому родственнику близ Аулие-Аты. Здесь Рыскулу подарили рыжего коня с белым пятном на лбу. На этом коне он выезжал в степь, часто навещал сына.

Умер Рыскул внезапно. Накануне он вспылил, разгневался, увидев, как чужак пытался оседлать его скакуна. Подбежал к незваному гостю, схватил правой рукой за горло и начал его душить. Тот побледнел и начал задыхаться. Тут жена хозяина дома вмешалась, умоляла простить наглеца, он оказался ее дальним родственником. Рыскул внял ее мольбам, разжал руку, и верзила грохнулся на землю.

А Рыскул, явно расстроенный произошедшим, слег. И без болезни, без мучений ушел в мир иной. Как говорил аксакал Бедел, сердце его не выдержало…

Оралхан ЖАРЫЛКАСЫНУЛЫ,
президент общественного фонда «Толе би»

Комментарии закрыты.