The news is by your side.

Возвращение Учителя

Его путь на родину был долгим

Таразский государственный университет, отмечающий ныне свой 60-летний юбилей, носит имя выдающегося ученого и политического деятеля средневековой эпохи Мухаммеда Хайдара Дулати. Но мало кто знает, что присвоение вузу этого имени связано с событиями, в которые первоначально был посвящен лишь небольшой круг отечественных ученых и государственных деятелей. 

Когда в 1996 году на базе педагогического, гидромелиоративного и технологического институтов был создан новый университет, встал вопрос, чьим именем его назвать. Мнений и предложений на этот счет было много. Назывались имена таких выдающихся личностей, как Жусип Баласагун, Турар Рыскулов, Мухаметжан Тынышбаев, Бауыржан Момышулы и других известных людей. Ректор университета Уалихан Бишимбаев выступал за то, чтобы новый вуз был назван именем известного на весь мир ученого Мухаммеда Хайдара Дулати.

Своими планами ректор поделился с Главой государства в период пребывания Нурсултана Назарбаева в Жамбыле в январе 1997 года. Выслушав ректора, Президент страны не стал возражать, но при этом сказал: «Вы сначала создайте хороший университет. А относительно ученого-историка проведите глубокие исследования».

Позднее в интервью журналисту республиканской газеты «Егемен Қазақстан» У. Бишимбаев сказал: «Поручение Елбасы вдохновило нас на научные исследования жизнедеятельности М. Х. Дулати. С этой целью при университете был открыт научно-исследовательский центр по изучению жизни и творческого наследия ученого.

Первым шагом в этом направлении стало проведение международной научной конференции, посвященной изучению жизни и научных трудов Дулати. Она состоялась в марте 1997 года. В ней приняли участие ученые-востоковеды и историки из Европы, России, Узбекистана, Туркменистана и Кыргызстана. Казахстанскую научную группу возглавил директор Института истории и этнологии имени Ш. Уалиханова академик Манаш Козыбаев. В состав нашей научной делегации входили известный общественный деятель Каратай Турысов, писатель Шерхан Муртаза, другие представители казахской интеллигенции, депутаты Парламента.

Проведение этой конференции было необходимо прежде всего, чтобы расставить все точки над і в определении этнической принадлежности М. Х. Дулати. В соседнем государстве уже поспешили объявить его узбеком. Главный научный труд ученого «Тарих-и Рашиди» на русском языке был выпущен в Ташкенте под авторством «Мирза Мухаммед Хайдар» без упоминания слова «Дулати», указывающего на этническое происхождение автора. Хотя в первом издании, вышедшем на английском языке еще в 1872 году, указано полное имя автора Mirza Muhammed Haidar Douglat.

На конференции были приведены веские доводы в пользу того, что в родословной М. Х. Дулати имеются казахские корни. И узбекская научная делегация признала эти доводы».

Первый решительный шаг был сделан, и надо было двигаться дальше. Творческое наследие нашего предка требовало глубокого осмысления. Огромную кропотливую работу взвалил на себя востоковед, знаток персидского языка, историк Ислам Жеменей, который вернулся на родину из Ирана. В течение двух-трех лет он перевел «Тарих-и-Рашиди» с первоисточника на казахский язык. Книга впервые была издана в 2003 году.

Предложение о присвоении Таразскому госуниверситету имени Мухаммеда Хайдара Дулати горячо поддержали государственные и общественные деятели страны, представители интеллигенции. И в Правительстве прислушались к их мнению. Так было принято соответствующее решение.

Кстати, ректор университета Уалихан Бишимбаев был в то время руководителем авторской группы, которая занималась составлением портрета Дулати. Он хорошо помнит, как создавался образ ученого, как изготавливался его бюст, а затем и памятник.

Первым делом пришлось изучить множество исторических материалов, вспоминает У. Бишимбаев. Перечитали «Бабурнама». Ведь Дулати и Бабур являлись двоюродными братьями по материнской линии. Их матери были дочерьми Жунис хана. Следовательно, у них должно быть определенное сходство. Много сведений нашлось в архивах Индии. И везде наш герой характеризовался умным, рассудительным человеком аристократического происхождения с привлекательными чертами лица.

Так по крупицам собирался образ великого предка. На основе добытого материала художник Сапархан Керимбаев написал несколько вариантов его портрета. После долгих споров был выбран, по мнению большинства, самый удачный вариант, который и послужил образцом для бюста. Его автор — скульптор Амангельды Турсынов. Тот бюст сейчас хранится в университетском музее.

Следующим шагом стало создание памятника, который планировалось установить перед главным корпусом университета. Авторам памятника Даурену Алдекову и Насыру Рустемову предстояло воплотить в образе Дулати все его благородные черты. До мелочей продумывались детали одежды и головного убора.

Торжественное открытие памятника состоялось в августе 1998 года, когда в Тараз с рабочим визитом прибыл Глава государства. «Памятник Мухаммеду Хайдару Дулати вдохновляет поколения. Большое счастье, что наш великий ученый, чей 500-летний юбилей будет отмечаться в предстоящем году, спустя века вернулся на родную землю. Верю, что дух выдающегося предка поддержит нас в наших благих делах», — сказал на церемонии открытия монумента Нурсултан Назарбаев.

Событием исторической значимости стало посещение места захоронения нашего славного предка. Благодаря долгим, кропотливым поискам ученых, и прежде всего директора Института востоковедения Академии наук РК Абсаттара Дербисали, было установлено, что М. Х. Дулати захоронен на кладбище великих моголов в индийском штате Кашмир, где и закончился его жизненный путь.

Вот что рассказывает о своих поисках ученый. «Во многих исследовательских статьях в основном речь идет о жизни Мирзы Хайдара лишь до 1540 года. До последнего времени оставался открытым вопрос о том, как проходили дальнейшие годы его жизни, где, когда и при каких обстоятельствах он погиб и, наконец, где находится его могила. Эти вопросы давно волновали меня как ученого. И как только представилась возможность, я поехал в Кашгарию. Случилось это в 1994 году. Мне удалось побывать в городах Кашгар, Иени Хисар, Яркент. Однако в тех краях могилу Дулати так и не обнаружил, — говорит А. Дербисали. — Затем год спустя мне посчастливилось совершить поездку в Пакистан — в город Лахор, где Мирза Хайдар провел несколько насыщенных событиями лет своей жизни, и я окончательно убедился, что все исследовательские дороги ведут в Кашмир. В декабре 1998 года, будучи в то время советником Посольства Республики Казахстан в Королевстве Саудовская Аравия, отправился из Рияда в Индию.

Из Дели мой путь лежал в город Джамму, расположенный на южной стороне Пир-Панджальских гор, отделяющих Индию от Кашмира. Именно сюда я отправился в поисках могилы великого ученого. Затем поиск привел меня в Сринагар — столицу Кашмира. Город этот раскинулся на востоке Кашмирской долины по обоим берегам реки Желам, берущей начало в Гималаях. Во времена Мирзы Хайдара Сринагар был небольшим городком, сегодня он, естественно, другой. Его тесные улицы заполонены машинами и юркими вело- и моторикшами. Временами между их сомкнутыми рядами появляются конные повозки, на которые никто не обращает внимания. Дороги в городе заасфальтированы, но все равно пыли много. В целом же картина осталась такой же, какой ее описал в свое время Мирза Хайдар, — длинные ряды больших и малых магазинов и ларьков. И их становится больше, когда приближаешься к старой части города.

Сведения о кашмирском периоде жизни Мирзы Хайдара можно найти лишь в трудах индийских ученых. К ним относится Мухаммед Касим Хиндушах Астрабади (1552 — 1624 гг.), более известный под именем Фиришта. В его исследовании «Гульшани Ибрахими» («Клумба Ибрахима»), которое обычно называют «Тарих-и Фиришта» («История, написанная Фириштой»), в десятой главе «Правители Кашмира» содержатся данные о последних годах жизни и деятельности Мирзы Хайдара. Однако он рассматривает его личность в контексте общей истории государства великих моголов. Например, М. Дулати упоминается в его труде в связи с решающим сражением Хумаюна с афганским вождем из Южного Бихара Шершахом (Шир Хан Сур) (1472 — 1545 гг.) за власть в Индии. Сражение произошло в мае 1540 года на берегу реки Ганг.

В Сринагаре я встречался с индийскими учеными. Они подтвердили, что Мирза Хайдар действительно жил в Сринагаре, здесь же погиб и похоронен на кладбище «Мазар-и Салатин» («Кладбище султанов») на берегу реки Желам. Поиски могилы были безуспешными, пока мне не посоветовали тщательно изучить захоронение, называемое фамильным.

Я подошел к тесному ряду надгробных камней, лежавших под сенью двух больших деревьев. Плита, что находилась прямо под деревом, была особенной: богатое каменное обрамление, сверху украшенное изображением роз. Лишь очистив надгробие от толстого слоя пыли, я смог прочитать текст, выбитый арабской вязью на персидском языке: «hууа-л баки Мирза Хайдар гурган ибн Мирза Мухаммед Хусейн гурган, навас Юнус хан, халезад Бабур падишах, вазир Абу Саид хан — падишах Яркенд ва Могулистан».

Не было никаких сомнений, что передо мной находится захоронение Мирзы Мухаммеда Хайдара Дулати, которое я искал долгие годы. Меня обуревали самые разные чувства, в том числе и невыразимая горечь от того, что мы, его потомки, лишь четыре с лишним столетия спустя смогли поклониться праху своего великого предка. Но лучше поздно, чем никогда».

После обнаружения места захоронения нашего славного предка назрела необходимость направить делегацию отечественных ученых в Индию. Эту идею поддержал аким Жамбылской области Серик Умбетов. Бывший министр образования Владимир Школьник тоже оказал содействие и своим приказом утвердил состав делегации, которую возглавил Уалихан Бишимбаев. В группу также вошли А. Дербисали, М. Дайырбеков, А. Жаужурек, А. Абдалы, Б. Абильда, имеющие непосредственное отношение к поискам творческого наследия Дулати. Было это в мае 1999 года.

По прибытии в делийскую академию Сихатия наши представители стали участниками международной конференции, посвященной жизни и деятельности М. Х. Дулати. Основные доклады сделали У. Бишимбаев и А. Дербисали. Индийские ученые тоже вынесли на суд научной общественности свои взгляды по обсуждаемой теме. Посланникам Казахстана пришлись по душе слова известного ученого и политика Рама Рахула, который, в частности, сказал следующее: «Мухаммед Хайдар Дулати — прямой предок казахов, оставивший заметный след в мировой истории и культуре. И таких гигантов у казахского народа не единицы, их много. Ищите в документальных источниках, мы вам поможем».

Свидетелями этого авторитетного высказывания были послы ряда стран, в том числе России, Узбекистана и Китая, а индийские средства массовой информации оценили конференцию как большое и важное событие. В Кашмирском университете состоялась очередная конференция с участием представителей ЮНЕСКО, иностранных посольств и министерства науки и образования Индии.

Затем представители Казахстана посетили кладбище «Мазар-и салатин», где похоронены известные люди и правители. Прочитали молитву и взяли горсть земли с могилы М. Х. Дулати.

Следующее паломничество к могиле нашего славного предка состоялось лишь спустя почти два десятилетия. А осуществила поездку в Индию делегация Таразского государственного университета имени М. Х. Дулати во главе с ректором вуза Махметгали Сарыбековым. Научная группа побывала в городе Сринигаре штата Джамму и Кашмир, где на кладбище великих моголов покоится прах выдающегося сына казахского народа, видного политического деятеля и историка ХVI века.

Как известно, четыре года назад казахстанская сторона обратилась к властям Индии с инициативой о реставрации места захоронения М. Х. Дулати. Процесс получения разрешений, определения ответственного учреждения и согласования текста памятной таблички занял более двух лет. В итоге при содействии посольства Казахстана было принято положительное решение, и археологическое управление Индии провело реставрационные работы.

— Наверное, я не преувеличу, если скажу, что наша поездка в индийский штат Кашмир стала своеобразным историческим достижением. Ведь после длительного периода забвения мы открыли для себя и возвратили на родину имя нашего великого предка, его богатое творческое наследие, — сказал по приезде на родину Махметгали Сарыбеков. — Территория, где захоронен Мухаммед Хайдар Дулати, представляет собой огромный пантеон, в котором покоится прах многих других видных деятелей прошлой эпохи. По надгробным плитам удалось выяснить, что среди них есть и выходцы из Центральной Азии. Мы убедились, что там хранится огромный пласт нашей истории, который давно ждет своих исследователей.

Индийская сторона добросовестно провела реставрационные работы. Рядом с могилой М. Х. Дулати установлена памятная табличка, текст которой был предварительно подготовлен учеными нашего университета. Правда, в ходе согласования с индийской стороной он был немного сокращен. Тем не менее в нем отражены заслуги исторической личности, и, самое главное, указано, что он является представителем казахского народа. Текст написан на английском языке, но, возможно, уже в ближайшие годы, когда укрепятся двусторонние связи, рядом появится надпись и на казахском языке, уверен М. Сарыбеков.

По традиции члены делегации прочитали над могилой предка суры из Корана.

В ходе визита делегация ТарГУ приняла участие в международной конференции «Мухаммед Хайдар Дулати: золотой мост между Индией и Казахстаном», организованной при поддержке посольства нашей республики и центра изучения Средней Азии Кашмирского университета. С казахстанской стороны с докладами о жизни и творческом наследии Мухаммеда Хайдара Дулати, а также его роли в отношениях между двумя странами выступили директор Института востоковедения Национальной академии наук РК Абсаттар Дербисали, ректор ТарГУ Махметгали Сарыбеков и директор научно-исследовательского центра «Дулатитану» ТарГУ профессор Самен Кулбарак.

В рамках встречи между ТарГУ и Кашмирским университетом подписан меморандум о взаимопонимании в развитии сотрудничества. Стороны договорились осуществлять обмен студентами и преподавателями, а также совместно изучать богатое творческое наследие М. Х. Дулати.

Наша делегация привезла на родину горсть земли с могилы славного предка, которая была заложена в основание его памятника, установленного перед главным корпусом ТарГУ.

По словам М. Сарыбекова, поездка в Индию — это лишь начало работы по всестороннему исследованию творческого наследия Дулати и его сподвижников, а также их роли в истории народов Азии. Проблемой для исторической науки является то, что сегодня в полной мере не хватает специалистов, умеющих квалифицированно работать с первоисточниками, оставленными мыслителями средневековья.

Тем не менее работа в этом направлении уже ведется. В Таразском госуниверситете активно действует научно-исследовательский центр «Дулатоведение», который возглавляет доктор филологических наук, профессор Самен Кулбарак.

— Мы уже подготовили к выпуску научный сборник «Дулатитану белестері» («Ступени дулатоведения»). В него вошли избранные материалы выступлений ученых на конференциях. В этом же ряду научно-исследовательский труд «Ғалам таныған ғұлама» известного дулатоведа Мухтара Казыбека. Нет сомнений в том, что большой интерес у читателей вызовут и библиографические сведения, почерпнутые из произведений М. Х. Дулати. Их автором является Абсаттар Дербисали. Все эти научные труды планируется выпустить к празднованию 60-летнего юбилея нашего университета, — говорит С. Кулбарак.

Руководство ТарГУ многое делает для того, чтобы студенты могли обогатить свои знания научным наследием знаменитого предка. В вузе уже стало доброй традицией в начале каждого нового учебного года читать первокурсникам лекцию о жизни и деятельности Мухаммеда Хайдара Дулати. Это помогает молодежи осмыслить исторический путь народа, способствует росту национального самосознания. Немало делается в этом направлении в вузе и в рамках программы «Рухани жаңғыру», ставшей для всех нас своеобразным компасом в этом противоречивом, бушующем мире.

Историческое время определяется не только экономическими, социально-политическими событиями, но и деятельностью человека, его волей, интеллектом и ментальностью. Средневековая эпоха на обширной территории Евразии дала миру плеяду великих имен, ставших почитаемыми у многих народов. Свое достойное место в этом почетном ряду занимает Мухаммед Хайдар Дулати — один из выдающихся сынов нашего Отечества. Непростым и долгим был его путь на Родину. Но он вернулся и обогатил духовную и историческую сокровищницу народа. И словно благословение божье снизошло на нашу землю…

Кукен ОРШАБЕКОВ

Комментарии закрыты.