The news is by your side.

А проблемы всё те же

Жамбылские учителя подвели некоторые итоги и обсудили перспективы

Что нового ждет педагогов и школьников в 2016 — 2017 учебном году, на что стоит обратить внимание руководству образовательных учреждений, а также итоги предыдущего учебного периода стали главными темами традиционного августовского совещания, состоявшегося в минувшую субботу в центральном концертном зале «Баласагун». В мероприятии приняли участие аким области Карим Кокрекбаев и директор департамента дошкольного образования Министерства образования и науки РК Жаныл Жонтаева. 

Тема совещания «Білімді ел — мәңгіл ел» определила и формат педагогического форума, где состоялся конструктивный диалог, позволивший всем его участникам составить план дальнейших действий и настроиться на рабочий лад.

Собственно, жамбылские учителя уже достигли неплохих результатов в своей работе. По информации руководителя управления образования Сулушаш Курманбековой, более 15 тысяч преподавателей школ уже используют в своей работе новые образовательные программы. Уделяется внимание модернизации сферы, в регионе открыты 52 экспериментальные площадки. На эти цели выделено 75 миллионов тенге.

— В минувшем учебном году в ходе рейтингового исследования была оценена деятельность 442 учреждений образования, — рассказала С. Курманбекова. — Результаты показывают положительную динамику деятельности организаций образования. Если в 2015 году в режиме педагогических инноваций работали всего три школы, то в 2016-м — уже семь, пять из них — в областном центре, по одной — в Жуалынском и Рыскуловском районах. Лидером регионального рейтинга стала гимназия № 1 города Тараза. Если в 2015 году в режиме саморазвития работали 20 школ области, то в 2016 году — уже 34. В этом году в эту категорию вошли еще четыре организации образования. Но стоит отметить, что ни одна школа Сарысуского района не работает в режиме саморазвития.

По словам руководителя образовательного ведомства, большинство школ — 285 — работают в режиме функционирования. К сожалению, второй год подряд школы Таласского района не могут выйти из этого режима. Это свидетельствует о слабой работе руководителя районного отдела образования и директоров учебных заведений. В группу серьезного профессионального риска входят школы, работающие в кризисном режиме. Если в 2015 году в данной категории состояло 35 учебных учреждений, то в 2016 году 28. По сравнению с предыдущим периодом тенденция к снижению доли школ, действующих в кризисном режиме, наблюдается в Жуалынском, Кордайском, Шуском, Т. Рыскулова, Мойынкумском районах и в Таразе.

— Отделам образования Байзакского и Мойынкумского районов также необходимо провести системную работу по уменьшению доли школ, действующих в кризисном режиме, — считает руководитель управления образования.

К примеру, критическое положение средней школы имени Терешковой, расположенной в поселке Мирный Мойынкумского района, можно объяснить дефицитом материальных и кадровых ресурсов. Но почему в категории кризисных оказались школы, имеющие новые здания, соответствующее материальное обеспечение и хороший кадровый потенциал? Наверное, на этот вопрос должны ответить их директора. Тем более что все акимы районов, руководители отделов образования и общеобразовательных организаций получили результаты рейтинга и сделают необходимые выводы.

В ходе совещания опытом работы с коллегами поделились учитель истории областной специализированной школы для одаренных детей с обучением на трех языках, призер республиканского конкурса «Лучший педагог-2015» Гульшат Утегенова и учитель начальных классов многопрофильной школы-гимназии № 41 имени А. С. Пушкина Наталья Кудря.

О том, как защищаются интересы членов трудовых коллективов организаций образования, рассказала председатель областной организации Казахстанского отраслевого профсоюза работников образования и науки Гульсын Орынбаева.

На августовском совещании выступил и аким области Карим Кокрекбаев.

Глава региона отметил, что с каждым годом растет объем финансирования сферы образования, в результате чего обновляется материально-техническая база учебных заведений, планомерно ликвидируются аварийные и трехсменные школы, строятся новые общеобразовательные и дошкольные учреждения, в том числе и в рамках государственно-частного партнерства. Так, текущие ремонтные работы проводятся сейчас на 118 объектах (101 школа, 12 детсадов, пять внешкольных учебных заведений), стоимость строительных работ — 460 миллионов тенге. В декабре завершится капитальный ремонт в пяти школах Тараза и в двух школах Шуского района.

Не снимается с повестки дня вопрос охвата детей с дополнительными потребностями инклюзивным образованием.

— На сегодняшний день по региону охвачено обучением 89,5 процента детей с ограниченными возможностями, что на 25 процентов больше аналогичного периода прошлого года. Обеспечен беспрепятственный доступ детей-инвалидов в 154 жамбылские школы, — отметил Карим Кокрекбаев.

Одним из важных индикаторов эффективности деятельности отделов образования, по мнению главы региона, являются показатели Единого национального тестирования. В прошлом учебном периоде средний балл жамбылских выпускников составил 78,71 (в 2015 году — 78,6).

— В результате системной работы подавляющее большинство претендентов на «Алтын белгі» подтвердили свои знания, возросло число выпускников, набравших более 120 баллов, уменьшилось число школ, показавших низкие результаты. Однако есть проблемы, которые нам предстоит сообща решать в новом учебном году, — обратился аким области к присутствующим. — Речь идет о выпускниках, получивших неудовлетворительную оценку на ЕНТ. Получается, школьник на протяжении 11 лет ничему не научился? Это тревожный симптом.

По словам Карима Кокрекбаева, на протяжении двух лет подряд выпускники ряда школ Мойынкумского района показывают неудовлетворительные результаты. В 2015 году в этот перечень входили девять школ, в этом году — еще плюс три.

— По итогам ЕНТ-2016 средний показатель 45 школ был ниже 65 баллов (Кордайский, Меркенский, Мойынкумский, Жуалынский, Жамбылский районы). Из 45 школ 17 второй год входят в число школ с самыми низкими результатами в ЕНТ, причем 12 — в Кордайском районе. Для обеспечения качества образования поручаю акимам районов и города Тараза взять на контроль деятельность школ, выпускники которых получили неудовлетворительную оценку на ЕНТ, — сказал глава региона.

Пороговый уровень ЕНТ этого года не смогли преодолеть 10 процентов (594 человека) выпускников области.

— Самый большой процент такой категории выпускников приходится на школы Меркенского, Кордайского, Жуалынского, Жамбылского, Шуского районов. Средние школы № 19, № 32 Кордайского района и средняя школа имени Ауэзова Мойынкумского района на протяжении пяти лет входят в перечень слабейших школ, что говорит о нежизнеспособности их руководства. Так, директор кордайской школы № 32 Бекболат Тойбаев занимает эту должность уже более десяти лет, но за это время не смог наладить эффективную систему работы. Думаю, что пора решать вопрос о его соответствии занимаемой должности, — считает аким области.

Карим Кокрекбаев отдельно остановился на низких результатах ЕНТ в таразских средних школах № 28 и № 44 и поручил акиму города Нуржану Календерову и городскому отделу образования контролировать деятельность этих учебных заведений в новом году.

Вместе с тем аким области отметил положительный опыт нашего региона в создании детских домов семейного типа, подчеркнув, что он получил высокую оценку на республиканском уровне.

— Мы лидируем в республике по темпам открытия детских домов семейного типа. Если до 2014 года в регионе работало всего два детских дома семейного типа, то за последние два с половиной года открыты еще 10 таких домов. В ноябре прошлого года региональный опыт открытия детских домов семейного типа обобщался на республиканском уровне и получил высокую оценку Министерства образования и науки страны, — сказал К. Кокрекбаев.

Аким области поручил своему заместителю Ерканату Манжуову, акимам районов и города Тараза продолжать работу по расширению сети детских домов семейного типа, а управлениям образования и внутренней политики — активизировать информационно-разъяснительную работу среди населения по формированию положительного имиджа института детских домов семейного типа.

Завершая выступление, Карим Кокрекбаев поблагодарил учителей за труд и наградил лучшие школьные коллективы и педагогов региона, внесших большой вклад в развитие системы образования.

В частности, сертификата на 18 миллионов тенге за победу в конкурсе «Лучшая организация образования» удостоилась областная специализированная школа для одаренных детей с обучением на трех языках, а сертификата на сумму 500 тысяч тенге — лидеры рейтинга по оценке эффективности образовательных услуг: коллективы гимназии № 1 города Тараза и школы-гимназии № 1 имени Г. Орджоникидзе Жуалынского района.

По окончании совещания его участники не спешили расходиться. Они обсуждали услышанное, обменивались мнениями.

— Мы сегодня получили много полезной информации. Это касается и учебного процесса, и организации внутришкольных мероприятий, — поделился своими впечатлениями заместитель директора средней школы Мынбулак Жуалынского района Мухамеджан Бейшенов. — Конечно, нам и самим необходимо применять инновации в своей работе, учить школьников быть самостоятельными и любить свою Родину.

Людмила МЕЛЬНИК,
Агадил РЫСМАХАН (фото)

Комментарии закрыты.