The news is by your side.

Город под песками

Какие тайны хранят развалины Баласагуна?

В канун 80-летия области мы продолжаем знакомить вас с достопримечательностями региона, вошедшими в Список 100 сакральных мест Казахстана. Одним из них является городище Баласагун, считавшееся крупнейшим политическим, торговым и культурным центром на Великом шелковом пути. 

По страницам истории

Этот объект внесен в Список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО не случайно. В X — XII веках город был столицей государства Караханидов. Как писал известный казахстанский археолог Карл Байпаков, впервые Баласагун упоминается в рассказе сельджукского визиря Низам ал-Мулька. В XI столетии он рассказал о завоевании города тюрками в 943 году, которые сделали его своим главным полисом. Захватив его, степняки приняли ислам. Уже в конце X века, согласно писаниям арабского историка и хрониста аль-Макдиси, Баласагун представлял собой «большой населенный пункт, обильный благами».

Вместе с тем выдающийся тюркский филолог Махмуд Кашгари сообщал, что местные жители говорили как на согдийском, так и на тюркском языках, а их самих называли сугдаг. Они родом из Согда, но выглядели как тюрки и соблюдали их обычаи. Автор словаря-справочника «Собрание тюркских языков» привел другие названия древнего города, в том числе Куз-Улуш и Куз-Урду.

В книге «Древние города Казахстана» Карл Байпаков пишет, что примерно в 1130 году Баласагун был завоеван каракитаями, пришедшими сюда с востока. В 1210 году их войско было разбито силами хорезмшаха Мухаммеда, чем воспользовались местные жители. Горожане не открыли ворота разгромленной армии каракитаев. Но город взяли штурмом и разграбили. Число убитых, согласно письменным источникам, составило около 47 тысяч человек. Через восемь лет Баласагун был занят монголами, после чего получил название Гобалык, что означает «хороший город».

В некоторых летописях указывается, что он имел широкую крепостную стену, 40 соборных и 200 будничных мечетей, 20 ханака и 10 медресе. А это свидетельствует о многом. Во-первых, немалое количество культовых зданий говорит о больших масштабах, многочисленности населения и богатстве Баласагуна. Во-вторых, видно, что религия играла огромную роль в жизни местных жителей.

В конце концов, как и многие другие города той далекой эпохи, он остался опустошенным и не был восстановлен. Бывало, путники еще видели крыши минаретов, дворцов, арок, медресе. А спустя какое-то время и они были постепенно поглощены песками, и про некогда богатый город вовсе забыли.

В поисках ответов

Спустя многие годы археологи решили отыскать столицу Караханидов. Работы начались с XIV века, правда, тогда они не увенчались успехом. Долгие поиски все же принесли свои плоды. Но вместе с тем возникла другая проблема, ведь под описание подошли сразу два места.

Где именно стоял древний полис, имевший тесные связи со многими своими соседями? Мнения ученых по этому поводу разошлись. Одни отождествляют его с городом Бурана, остатки которого обнаружены на территории современного Кыргызстана недалеко от нынешнего Токмака. Другие утверждают, что это могло быть городище Актобе Степнинское в Жамбылской области. Эту гипотезу выдвинул известный археолог и этнограф Уахит Шалекенов. В монографии «Город Баласагун в V — XIII веках» он привел доказательства того, что с Баласагуном неразрывно связано именно городище Актобе. Значение этого открытия трудно переоценить, поскольку город был одним из важнейших центров в истории средневекового Казахстана.

— Споры между казахстанскими и кыргызстанскими историками, археологами и востоковедами по поводу местонахождения Баласагуна идут не один год, — отметил жамбылский археолог и крае­вед Искандербек Торбеков. — Наши соседи ассоциируют его с городищем Бурана на границе с Казахстаном, известным своей многометровой башней-минаретом. На мой взгляд, маловероятно, что именно Бурана был тем самым Баласагуном, поскольку имеет небольшие размеры. В отличие от него Актобе Степнинское подходит больше, ведь по площади оно превосходит даже Тараз.

В 1894 году востоковед и тюрколог Василий Бартольд дал описание увиденного им городища, правда, называл он его немного иначе: «…Местность эта даже в географическом отношении мало исследована, хотя недалеко оттуда теперь есть русское селение (Степное)… Несколько южнее впадения Сукулука в Аксу находится холм Актепе, по-видимому, сооруженный целиком из жженого кирпича, куски которого везде видны в большом количестве».

Махмуд Кашгари считал, что название города произошло от двух слов: «бала» и «сагун». Если первое означает «молодой», то второе обозначает почетное звание человека высокого ранга, титул, дававшийся у карлуков людям, обладавшим большой властью. По мнению ученого, «баласагун» можно перевести как «молодой повелитель», «молодой хан».

По общепринятой версии, Баласагун находится в трех километрах к юго-востоку от села Актобе, в степной зоне Семиречья, по обоим берегам реки Аксу в Шуском районе.

Известный жамбылский писатель Шерхан Муртаза, однажды побывавший на месте его раскопок, впоследствии привлекший внимание к историческому памятнику и доказавший его огромную ценность, в своей статье «Загадка Баласагуна» писал: «По прежним меркам, город окружностью в 50 километров, наверное, внушал уважение. В центре располагалась цитадель, ее опоясывал шахристан. А вокруг шахристана — рабад… Холм, на вершине которого мы стоим, чернеет мглой, точно прикрылся невидимым одеялом, а внизу покоится древний город — ровесник и современник Суяба, Аспары, Мерке, Кулана и Таласа (Тараза) — городов, располагавшихся в бассейне рек Чу и Талас».

За десятки лет городище было обследовано несколько раз, причем разными специалистами. В 1941 году его изучала экспедиция Джамбулского археологического пункта во главе с Геронимом Пацевичем, выполняя разведочные работы и обмеры.

— Через 13 лет развалины обследованы отрядом Академии наук Киргизской ССР, которым было установлено, что это место крупного средневекового города, окруженного линиями укреплений, — отметил руководитель дирекции по охране и восстановлению историко-культурных памятников управления культуры, архивов и документации Куаныш Даурембеков. — Была составлена схематическая карта местности, на которой нанесены крепостные стены, расположенные в несколько рядов; показаны границы района со скоплением построек, отмечены места устройства шурфов. На линиях укреплений было выполнено три разреза, которые показаны на схематической карте. В результате сделано предположение, что первоначальная высота стен была пять-шесть метров.

Стационарные раскопки, продолжавшиеся несколько лет, начались в 1974 году. Их проводила экспедиция КазГУ под руководством археолога Уахита Шалекенова. Были и другие исследователи, которые изучали городище в разных его частях.

Благодаря раскопкам на территории цитадели учеными установлено, что ее культурный слой толщиной более девяти метров относится к трем хронологическим периодам: VI — VIII века, VIII — X века и XI — начало XIII века.

Из глубины веков

Учеными установлено, что изначально на естественном холме высотой 7-8 метров от уровня реки Аксу комбинированной кладкой были возведены платформа, а на ней крепостная стена. Затем на облицовке платформы был построен замок, имевший типичную для периода раннего Средневековья гребенчатую планировку, который впоследствии был разрушен пожаром. В начале VIII века на юго-западной стороне холма возведена первая крепостная стена с проходом. Во второй хронологический период территория цитадели расширилась, элементы ее обороны усовершенствовались. Замок был восстановлен, в это же время выполнена ремонтная кладка первой и второй юго-западных крепостных стен. Еще позже производились укрепление и перестройка крепостных стен, заложены и забутованы сооружения второго периода. В течение IX — начале XI века производились многочисленные перестройки, в результате которых появилась своеобразная платформа высотой от четырех до восьми метров от поверхности шахристана. В ее северо-западной части учеными обнаружено то, что осталось от дворцового комплекса, состоявшего из 13 помещений парадного, жилого и хозяйственного назначения. Северный угол цитадели был когда-то занят двором с хозяйственными помещениями. В них отмечены три периода существования: первый связан с колодцем, второй и третий — с восточной баней.

По информации Куаныша Даурембекова, городище состояло из двух шахристанов, цитадели и городской округи. Первый шахристан, как и второй, имел прямоугольную форму, его высота составляла около 6-7 метров. В средней его части располагалась цитадель высотой 10 метров, которая в плане представляла квадрат со стороной 100 метров. Второй шахристан был чуть меньших размеров, его высота варьировалась от трех до шести метров. Городская округа опоясывалась длинными валами: протяженность первого равна 17 километрам, второго — 25. Их высота была разной, на отдельных участках достигала 5-6 метров. Ко второму валу с западной и южной сторон примыкали еще четыре полукольца насыпей. В целом фортификация была сложной и разнообразной. В ее систему входили не только валы, но и сторожевые курганы, рвы, предвратные укрепления, замки.

В кольце внутреннего вала ученым удалось зафиксировать четыре разрыва, через которые проходили древние дороги. Южные и северные ворота соединялись магистралью, к которой под углом подходили две дороги, имевшие выход на юго-запад и северо-запад. Центральная улица выходила к воротам шахристана.

Несмотря на внешне кажущуюся хаотичность внутренней застройки, она имела четкую планировку. Жилые усадьбы, датируемые VII — XII веками, вытянуты в направлении течения реки и расположены рядами так, что тыльные стены стоящих в соседних рядах домов смыкаются. Площадь участков различна: от четверти гектара до одного и полутора гектаров. Первых гораздо больше, чем последних.

Из числа ремесленнических зданий найдены три винодельни, которые представляли собой небольшие однокомнатные дома, сложенные из сырцовых кирпичей. В самой большой из них определены давильная площадка и отгороженное от нее место со вкопанным в пол из жженого кирпича до верхнего уровня хумом объемом около 180 литров.

— В свое время Баласагун был крупным экономическим, политическим и культурным центром на Великом Шелковом пути, — отметила руководитель отдела государственного историко-культурного заповедника-музея «Памятники древнего Тараза» Жазира Шильдебаева. — Археологические раскопки городища ведутся уже не одно десятилетие. За это время был открыт и изучен целый ряд объектов, в том числе дворцовый комплекс с площадью и восточной баней, водопроводной и канализационной системами, жилые и хозяйственные постройки, мастерские ремесленников.

Среди немногочисленных находок археологами обнаружена поливная и неполивная керамическая посуда. К последней относятся котлы, кувшины, горшки, кружки, блюда, хумы… Среди поливной встречаются чаши и кесе. Все они изготовлены на круге из плотного беспримесного теста. Роспись стенок выполнена черной и красно-коричневой красками, которая покрыта прозрачной и блестящей глазурью. В некоторых городских помещениях найдены уникальные бронзовые светильники, подставки, оружие, весы и два железных котла. Здесь же найден клад из караханидских монет и собрана богатая коллекция медных изделий.

Кроме того, как писал Карл Байпаков в книге «Сокровища древнего и средневекового Тараза и Жамбылской области», интересна медная монета с квадратным отверстием в центре. Сохранилась она не очень хорошо. По мнению ученого, она могла быть согдийской. Также найдена часть бронзовой серьги. На поверхность земли архе­о­логами поднято несколько фрагментов кувшинов с туловом яйцевидной формы. Привлекают внимание два обломка ручек кружек. На одной из них был налеп со штампованным изображением креста, на другой — комбинация из вдавленных точек. Еще найдена чашка диаметром восемь и высотой шесть сантиметров. На ней имеется вдавленный штампованный орнамент. Среди оттисков примечателен отпечаток в виде восьмерки. На одном из фрагментов процарапан знак в виде птичьей лапы.

Считается, что Баласагун также был научным и духовным центром Евразийского континента. Здесь жили и трудились выдающиеся личности Юсуф Баласагуни и Махмуд Кашгари. Здесь же был написан энциклопедический труд Баласагуни «Кутадгу Билик», имеющий большое значение в мировой культуре.

Как сообщил К. Даурембеков, после внесения в 2014 году Баласагуна в Список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО интерес к этому памятнику истории и археологии возрос в разы. На его территории определена охранная зона, возобновлены исследовательские работы. На основании их результатов в перспективе планируется создание музея под открытым небом. Кроме того, в будущем предусмотрено строительство коттеджей и подъездных автодорог, благоустройство на территории городища. В перспективе исторический памятник может стать одним из самых посещаемых туристических объектов в регионе.

Михаил ТЁ,
фото из архива областной дирекции
по охране и восстановлению
историко-культурных памятников

Комментарии закрыты.