The news is by your side.

Любовь, зачем ты мучаешь меня?

Вечная тема любви - на сцене театра.

Режиссёры заставляют задуматься над судьбой токалок и незамужних дам

В этом сезоне Жамбылский областной русский драматический театр представил публике ряд комедийных постановок. Все они связаны с вечной темой любви и отношениями. Спектакли интересные, они заставляют крепко задуматься о том, любим ли мы на самом деле. Или просто внушаем это себе? 

 

Что делать токалкам?

Наверное, это случайно так вышло. Но постановка Алибека Амзеева «Каждому казаху по одной жене» словно предваряла другую, премьерную — «Боинг! Боинг! Боинг!» режиссера Жамал Бодаубаевой.

В первой комедии тихую семейную жизнь обустроившихся соседок нарушает небольшая информация в газете. Мол, так и так, депутатами предлагается узаконить отношения мужчин со вторыми женами — токалками. В целях, так сказать, социального равенства. А то как в нашей жизни получается? Первой жене, байбише, достается все — и дом, и социальная защита, и основное внимание мужа. В случае развода, к примеру, половину имущества, совместно нажитого непосильным трудом, супруг должен отдать. Неважно, кто копил деньги. В законе ведь сказано: отдай, и баста. Ну а если женщине быть хитрее, стервознее, злее, то можно каким-нибудь путем и больше оттяпать.

Что остается токалке? Никаких отношений официально не оформлено, детей от тебя муж не жаждет, а если ты ему надоела (постарела от переживаний, перестала следить за собой) и он тебя вдруг бросает, то как же быть? Квартира, в которой ты жила, тебе не принадлежит, и претендовать на нее ты не вправе. Как и на остальное имущество. Успела завести детей? Ну хоть на алименты можно рассчитывать. При благоприятном стечении обстоятельств. В худшем случае достается разбитое корыто.

Ну в общем, известие это шокировало женщин небольшого казахстанского городка. Предположим, Тараза, откуда родом сам автор-драматург Елен Алимжан. Казалось бы, что тут такого? Мало ли сейчас что в газетах пишут? Но женщины настолько перепугались, что пошли разбираться с мужьями. Подозрения бередят их души, и вот они прямым текстом спрашивают: «Нет ли у тебя токалки? Честно или врешь? Да я знаю, что есть!»

В общем, все как в жизни. По пьесе получается, что женщин на стороне у примерных мужей нет, но те уже размышляют над полученной информацией и даже тайно строят некоторые планы в случае принятия такого закона. Жены подслушивают монологи, беседы мужей, улавливают неосторожно брошенные фразы и устраивают форменные скандалы. И хотя еще ничего нет, им все равно нужно упредить ситуацию, и вот они по совету и при помощи интеллигентного соседа решительно составляют письмо в Парламент, в котором пишут: «Каждому казаху по одной жене!»

Несмотря на назидательный подтекст, заключенный в монолог интеллигентного соседа, главный вопрос нестандартных семейных взаимоотношений — что же делать токалкам? — остается открытым. Как в театре, так и в жизни.

Трагедия комедии в том, что она как никогда жизненна. Ведь еще совсем недавно один из мажилисменов действительно вносил предложение о том, чтобы разрешить многоженство. Хотел защитить бедных дам, а в итоге заслужил порицание и упреки.

 

Равнение на Запад

То ли дело у европейцев — у них все проще. Они могут начать семейную жизнь без официального брака, а свадьба может состояться через 20 лет совместной жизни. Их психология такова, что мужчина и женщина должны ну очень хорошо познать друг друга, чтобы оформить отношения. А то ведь женишься по незнанию, а завтра глядь — не царевна, а лягушка!

Запад живет так уже много десятилетий. Не случайно в 60-е годы прошлого века на сцене Парижа впервые появилась комедия Марко Камолетти «Боинг! Боинг! Боинг!». Прошло больше чем полвека, но во Франции эта постановка и по сей день собирает аншлаги. А недавно эту пьесу внесли в Книгу рекордов Гиннесса как самую популярную, так как она поставлена в более чем ста странах мира!

И вот, перешагнув время, спектакль дошел до нас. Театр — это отражение реальной жизни, настроения общества. И наши межсемейные отношения как раз дошли до того европейского уровня, когда их можно охарактеризовать популярным ныне статусом на страничке в социальных сетях: «Запутался (запуталась)».

Француз Бернар расхаживает уже по таразской сцене, как свой в доску. Смотришь на него и удивляешься: да это же наш мужчина! У него шикарная квартира, служанка Берта и три невесты. Главное тут — не проколоться, не спалиться ненароком. У Бернара, которого великолепно сыграл Евгений Орлов (ну настоящий француз!), поначалу все прекрасно получается. Его женщины работают стюардессами. Пока их у него три. Но в танце, который предварял начало пьесы, зритель увидел пять стюардесс. Значит, все еще впереди.

Бернар встречается с каждой из невест в своей квартире. Все четко продумано — француженка Мишель работает в «Эйр Франс», немка Марта — в «Люфтганзе», а американка Мэри — в «Американ Эйрлайнс». Разумеется, самолеты прилетают в Париж в разное время. Это и дает возможность встречаться с тремя женщинами поочередно. При встречах — счастливые объятия, поцелуи, нежности и стандартный диалог нашего времени:

— А когда меня нет, ты ведешь себя прилично?

— Я? О чем ты?

— Очень-очень прилично?

— Очень-очень.

И так — со всеми.

«А как же любовь?» — спросите вы.

Ответ Бернара на этот вопрос звучит искренне: «Я их обожаю! Просто я люблю всех трех одновременно».

И вправду любит, не сомневайтесь. Ведь когда его школьный друг Робер предлагает взять на себя Марту, Бернар чуть ли не с кулаками набрасывается на того: он не может представить свою жизнь без нее. Но гуляет в это время по Сен-Жермену с очаровательной Мишель.

 

По законам жанра

Но все хорошее когда-нибудь кончается. Что поделать: авиакомпании развиваются, покупают новые «боинги», которые летаю быстрее, чем обычно, корректируется расписание. И тут конечно же настанет то время, когда все три женщины прибудут к Бернару практически одновременно. Начинается комедия положений. Вместе с невольными соучастниками Бертой и Робером жениху удается до поры до времени прятать одну девушку от другой. Первую затолкал в ванную, чтобы та основательно помылась, другую отправил в комнату, чтобы попудрилась, а сам в это время выбежал погулять по пригороду с третьей. Но Робер, прикрывающий всеми правдами и неправдами друга и взявшийся присмотреть за девушками, сам становится объектом внимания милых дам. И вот он, вначале призывавший друга к совести, сам уже вопреки принципам целуется поочередно с Мартой и Мэри. А как устоять перед такими красавицами? Благо, Мишель отправилась с Бернаром гулять, а так ведь и с ней можно было «замутить»…

Горькая правда жизни в том, что у нас действительно как в той песне — «на десять девчонок по статистике девять ребят».

В конце пьесы выясняется, что Мэри, не будь дурой, завела роман сразу с тремя мужчинами. И когда ее американский товарищ разбогател и предложил ей руку и сердце, она без колебаний соглашается. Марта тоже легко покидает Бернара, найдя нового жениха в лице Робера. Казалось, все благополучно решилось для Бернара, который достается несравненной Мишель. Но вот ведь мужская душа!

«Это возмутительно! — говорит он, узнав о тройной жизни Мэри. — Ты была неверной… Ты разбила мне сердце…»

Но все-таки он делает свой тяжелый выбор в пользу Мишель. «Тех двух я тоже люблю, но эту просто обожаю», — объясняет он.

Словом, лихо закрученный сюжет в обоих спектаклях держит зрителя в напряжении. Актеры Эльмира Аккулиева, Марина Просалович, Ксения Каткова, Вера Иванова, Данияр Кенжебеков, Самат Маханбетов и другие вполне убедили публику в том, что они искренне сопереживают происходящим на сцене и в нашей жизни процессам.

Хотя, откровенно говоря, ужасно не хотелось бы, чтобы все в нашем обществе повернулось подобным образом. Но не идем ли мы к этому сознательно? Именно этот вопрос заставляет крепко задуматься мужчин, которым, кстати, увидеть эту постановку просто необходимо.

Шухрат ХАШИМОВ

2 Комментарии
  1. Мен говорит

    Ну Ксения Каткова ваще молодец!!! Но я бы еще отметил Виктора Дадаева — тоже настоящий францус!!!!

  2. Шух говорит

    Всех хотелось бы отметить. Но статьи не хватит.

Комментарии закрыты.