The news is by your side.

Пойдём в театр онлайн

Постановка в новом формате: неожиданно и интересно

Пока весь мир пребывал в вынужденной изоляции, театр находил пути выхода к публике в новых условиях. Кто-то репетировал спектакли онлайн. А кто-то выходил к зрителям с помощью новых технологий.

Сердца четырех

В Казахстане состоялась премьера онлайн-спектакля «Закрытая комната четыре на четыре». Автором проекта выступила драматург Ольга Малышева, идея спектакля в формате скринлайф ей пришла во время домашнего карантина. По условиям спектакля герои пьесы рассказывают друг другу истории (тему выбирает генератор случайных слов). Четыре героя — четыре темы прошли в приложении Zoom.

Проект «Закрытая комната четыре на четыре» оказался международным, так как в нем приняли участие актеры театров Алматы и Бишкека: Ольга Щетинина (театр «Место Д»), Александра Качанова (ТЮЗ имени Н. Сац), Куантай Абдимади (театр ARTиШОК) и Роман Жуков (русский театр драмы имени М. Лермонтова).

По словам автора, ее вдохновило на эту постановку настроение, которое сложилось во время вынужденной изоляции.

— Я написала пьесу «Закрытая комната четыре на четыре» после первой недели в карантине, — рассказала Ольга Малышева. — Текст стал моей реакцией на ситуацию в стране и в мире: еще в середине марта мы лишились возможности создавать театр, физически находясь рядом друг с другом. Но это совсем не значит, что онлайн нельзя сделать живой спектакль. Это не запись и не монтаж видео, не адаптация театра на сцене под онлайн-показ — это по-настоящему живая работа актеров в том контексте, в котором мы существуем сейчас. Это история, которая случается онлайн, и поставлена она может быть только в формате скринлайф, то есть на экране, ее невозможно и бессмысленно переносить на театральную сцену. Специфика этого проекта в том, что нам с артистами перед премьерой приходится решать большое количество технических задач, их даже больше, чем творческих.

Спектакль посмотрело уже много зрителей, и их реакция оказалась самая положительная.

«Очень интересный, интригующий и местами непонятный мне любопытный онлайн-спектакль. Не буду спойлерить, о чем спектакль, но сам месседж и проблематика актуальные. Онлайн-спектакль олицетворяет наше общество, в котором все всегда носят маски (в прямом и переносном смысле!), где мы потеряли себя между виртуальностью и реальностью. Даже скрывая лицо, имя и тому подобное, мы не можем, а местами даже не хотим открыться. Вроде все инкогнито, никто тебя не знает и не видит, но даже в этом случае мы не говорим правды. Психологическая игра, описанная Ольгой Малышевой, открывает нам саму сущность потерянных людей в масках. Эту игру можно играть бесконечно. Даже когда слушаешь истории персонажей, внутренне сам начинаешь спорить с ними на заданные темы. А значит, спектакль меня задел, затронул мои нервы, хотя эти темы для меня не открытие. Но сама подача хороша. Чему я очень рад», — поделился своими впечатлениями на странице «Оля ведет в театр» в Facebook алматинец Досхан Сакенулы.

Одной секунды будет достаточно

Еще один спектакль, создателем которого Ольга Малышева стала в связке с казахстанским драматургом Александром Диденко, — «Эпизод восхождения к свободе». Его длительность всего одна секунда.

Премьера такого феномена состоялась в популярной сети Telegram. В постановке «Эпизод восхождения к свободе» приняли участие такие актеры, как Шохджамшед Умари (участник арт-группы «Нигохинав», Таджикистан) и актер театра и кино Антуан Дукравец (сейчас проживающий во Франции).

— Общая задача, которую мы с Олей для себя поставили, — создание экстремально короткого, но вместе с тем максимально емкого и энергетически насыщенного перформативного акта, отвечающего вызовам текущего момента. В условиях, когда реальное, «физическое» перформативное искусство временно невозможно, мы как драматурги пытаемся открыть новые каналы коммуникации со зрителем и освоить новые территории, и такой территорией стал для нас Telegram. Хотелось бы отметить еще тот факт, что в проекте столкнулись и классика, и современность: написанная нами пьеса построена на этот раз по вполне классическим канонам и обладает четкой трехчастной структурой — с завязкой, кульминацией и развязкой, что для меня, во всяком случае, явилось определенным вызовом. Здесь есть внятная и понятная каждому история, сквозное действие и, конечно же, конфликт, — рассказал Александр Диденко.

Длительность работы над экспериментальным спектаклем — 31 минута, в это время уместились написание драматургии, выбор актеров и постановочный период.

— Над «Эпизодом восхождения к свободе» работала международная команда из пяти театральных профессионалов — двух драматургов, двух актеров и арт-менеджера. Мы написали пьесу, провели кастинг, сыграли премьеру в telegram-чате на 24 зрителя, а спустя короткое время — вторую премьеру с другим исполнителем. Это все — реальный процесс создания театрального продукта. И насколько в этом случае важно, каков хронометраж? Перестает ли театр быть театром, если высказывание длится только секунду? Я считаю, что не перестает, — убеждена Ольга Малышева.

Лариса РУБЦОВА

Комментарии закрыты.