The news is by your side.

Рождение Джамбула

Генплан и объекты первой очереди

Тараз — один из крупнейших городов южного Казахстана. Кардинальные изменения в его архитектурном облике (тогда областной центр назывался Джамбулом) начались в 60-х годах прошлого века. 

24 января 1964 года Совет Министров Казахской ССР утвердил Генеральный план и схемы первой очереди строительства города Джамбула. «Город Джамбул развивается как культурно-административный и промышленный центр Джамбулской области Южно-Казахстанского края на базе развития химической, машиностроительной, легкой и пищевой промышленности, строительной индустрии, транспорта, областных административных учреждений и организаций», — говорится в историческом документе.

На период завершения первой очереди строительства в 1970 году расчетное население города должно было составить 170 тысяч человек, а к 1980 году — уже 230 тысяч. Приоритетными направлениями при застройке были север и юго-запад Джамбула, где и появились микрорайоны. Строительство велось на свободных участках компактными жилыми массивами с продуманной инфраструктурой и уличной сетью.

По плану 1964 года под застройку отвели территорию площадью 8100 гектаров, из которых 4075 были заселены. Город имел важное промышленное значение, на момент утверждения генплана в Джамбуле действовали суперфосфатный и литейно-механический заводы, ТЭЦ, фабрика первичной обработки шерсти, хромовый завод, сахарно-рафинадный комбинат, спиртоводочный и пивоваренный заводы. Руководству области было поручено не только сохранить имеющийся производственный потенциал, но и быстрыми темпами развивать его.

На момент начала работ город не имел единого архитектурного стиля. Главным архитектором амбициозного проекта по развитию города назначили 34-летнего уроженца города Ташкента Камиля Рахмати. Здания на центральной площади и в начале улицы Сулейменова появились именно благодаря ему.

По Генплану строительства город четко разделялся на зону отдыха, жилую территорию и промышленную зону. В микрорайонах застройка велась пятиэтажными домами с расчетом на заселение шести — восьми тысяч человек в каждом. По задумке архитектора ступенчатая система культурно-бытового обслуживания, создаваемая параллельно, должна была полностью удовлетворить потребности горожан.

А еще в генеральный план были внесены пункты, которые положили основу масштабному озеленению города.

Транспортная система также подверглась значительным изменениям. Строились новые грузовые железнодорожные станции, эффективно использовались возможности местного аэропорта. Велось активное строительство троллейбусных, автобусных и таксомоторных парков. Маршруты движения были выстроены таким образом, чтобы жители без проблем могли из жилого массива попасть в зоны отдыха и на промышленные объекты. В генеральном плане города также были заложены основы водоснабжения и канализационной системы, которыми мы пользуемся по сей день.

С того времени наш город имеет единый архитектурный стиль и комфортно расположенные жилые зоны. Год от года областной центр разрастался и становился краше.

Генеральный план города Тараза Жамбылской области был утвержден постановлением Правительства РК 22 февраля 2010 года. Его цель — проведение комплекса градостроительных мероприятий, направленных на создание экологически благоприятной, безопасной и социально удобной жизненной среды.

Сейчас Тараз переживает второе рождение. Областной центр украсили новая набережная, преобразились городские парки, скверы и аллеи. А к 80-летию области будет сдано в эксплуатацию еще около 30 новых объектов, главным из которых станет этнокультурный комплекс «Шахристан».

Алексей ПОЛЯКОВ

Комментарии закрыты.