The news is by your side.

Точка притяжения

Тайны мавзолея Карахана

Не все знают, что практически в сердце современного Тараза недалеко от многоэтажек и частных домов находится средневековое сооружение, имеющее огромную историческую значимость. Как и много лет назад, это место привлекает туристов и местных жителей не только своей красотой, но и легендами.

 

Каким он был…

Речь идет о довольно известном в республике мавзолее Карахана XI — XII веков, о котором сложено немало легенд. Считается, что погребальное строение, расположенное на пересечении нынешних улиц Байзак батыра и Толе би, возведено над могилой одного из представителей династии Караханидов. К большому сожалению, не сохранились данные о древних зодчих, построивших сооружение. Нет точных сведений и о том, кто именно похоронен здесь. По одной из версий, это мог быть потомок мыслителя, поэта и основоположника тюркской ветви суфизма Ходжи Ахмеда Яссави, по другой — легендарный правитель Тараза Шах Махмуд (Ша-Махмуд) Карахан, который первым из тюрков принял ислам.

Как писал член Туркестанского кружка любителей археологии Василий Панков, «Святой Хазрети-Аулие слыл в народе под именем Карахана, но настоящее имя его было Ша-Махмуд. Он прожил на белом свете 95 лет, из коих 15 лет посвятил Богу, находясь все время в молитве и посте, и не показывался народу…». Ученый также сообщил, что тот 40 лет правил народом, в состав которого входили уйгуры, китайцы, калмыки и другие. От аулие-атинского казия Абдуллы археологу стало известно, что Ша-Махмуд, то есть Карахан, умер в 866 году нашей эры, а его родословная берет начало от зятя пророка Мухаммада Хазрети-Али. Линию жизни до Ша-Махмуда (Аулие Карахана) продолжили Мухаммад Ханафия, Ша-Абдуфаттах, Ша-Абдужаббар, Абдукаххар (Сатук Богра хан), Ша-Хасан и Абдул-Азиз.

В своей статье «О Карахане и мазарах Аулие-Ата и Айши-биби» востоковед и исследователь Василий Каллаур упоминал о человеке, «происходившем из племени уйгуров или карлуков, царствовавшем в конце X века, основателе династии Караханидов». Он также писал, что, по народному преданию, правитель похоронен в городе Аулие-Ате, и над его гробницей сооружен одноименный мавзолей.

«Мазар этот — с провалившимся куполом, имеет вход с южной стороны, а гробница имеет направление с юга на север», — отмечал В. Каллаур.

В своей статье «Мазар Карахана» историк и библиограф Василий Панков сделал описание мавзолея в ту эпоху. По его словам, сооружение сначала находилось при въезде в Аулие-Ату со стороны Ташкента, но со временем оно оказалось в черте города, вблизи русского храма. Отмечено, что мавзолей не бросался в глаза, во-первых, потому что, как и сегодня, стоял за деревьями, а во-вторых, был обращен к улице задней стороной, сильно размытой и разрушавшейся от времени.

«На нем хорошо сохранились только два его минарета, украшенные цветною глазурью, которые только и бросаются в глаза при въезде в город, — писал в мае 1897 года историк. — С лицевой же стороны эта древность имеет внушительный вид и теперь, хотя время отняло у нее многие довольно изящные, по-видимому, украшения. Но что особенно достойно внимания, это — правильность и симметричность постройки, сделанной из прекрасного китайского кирпича. Оба минарета, стоящие на углах с лицевой стороны памятника, как вылитые в одну форму».

На тот момент, как указал Василий Панков, реставрации памятник не подвергался на протяжении последних веков. Обновлены были только двери. На них «сверху донизу… имеются позднейшие мусульманские надписи благочестивых посетителей и почитателей святого в виде молитв и изречений». На выдающихся с лицевой стороны квадратами кирпичах в нижней части памятника были высечены крестики. Ученый также отметил, что высота сооружения достигала 12-13 метров, что делало его самым высоким во всем городе. Он находился «среди обширного, обнесенного забором, мусульманского кладбища, на котором, как находящемся среди города, теперь не хоронят. При памятнике небольшая мечеть, где живет мулла со штатом сторожей».

Согласно архивным данным, в конце XIX века средневековый мавзолей, расположенный на территории рабада древнего Тараза, действительно находился в полуразрушенном состоянии. И местные жители не смогли смириться с тем, что место погребения их святого находилось в таком плачевном состоянии.

По некоторым письменным источникам, в 1906 году на средства меценатов сооружение восстановили, однако из-за больших разрушений и отсутствия возможности повторить оригинальные изразцы оно претерпело значительные изменения, и обновленный фасад, увы, полностью утратил свою изначальную декоративную облицовку. Однако главная составляющая мазара — каменное надгробие — осталась не тронутой. Существует версия, что восстановлением мавзолея занимались специально приглашенные зодчие из Ташкента. Ими на старом фундаменте был возведен типичный образец среднеазиатской культовой архитектуры.

Историк и археолог Таисия Сенигова в своем научном труде «Средневековый Тараз» писала, что «проповедники ислама, используя легенду о воздвигнутом в XII веке мавзолее Карахана, на месте уникального памятника строят новый купольный с двумя минаретами и внутренней лестницей, ничего общего не имеющий с древним. За новым мавзолеем было сохранено древнее название «Аулие-ата» («Святой отец»). Позднее так стал именоваться и город, который возродился после разрушений монгольских войск вокруг культового памятника».

Перед тем, как мазар был перестроен, ученые успели запечатлеть на фотопленку лицевую часть памятника. На снимках видно, что мавзолей имел квадратную композицию. Арка над входом была выделена клинчатой кладкой, оконтуренной кирпичом. Сам портал мавзолея древние строители богато украсили разнообразными орнаментальными плитками. К примеру, по краю арки можно было увидеть ромбовидный узор. Как показали раскопки 1961 года, при отделке стен здесь использовалось до 30 видов фигурных жженых кирпичей, а также десятки видов терракотовых плиток, изготовленных по особой технологии.

Остались также графические рисунки мавзолея Карахана. Один из них выполнен французским археологом и историком-востоковедом Жозефом-Антуаном Кастанье в 1911 году, на нем также прослеживается знакомая по снимкам форма украшенного кирпичным узором фасада. Последний по своей сложности композиции сильно напоминал лицевую часть усыпальницы вечной невесты — известного в Казахстане мавзолея Айши-биби. Это еще раз доказывает связь этих двух гробниц и подтверждает широко распространенную легенду о несчастной любви правителя Тараза и юной красавицы, которым не суждено было быть вместе. Влюбленных разлучил роковой укус змеи. И даже после смерти по велению Карахана их могилы оказались не в одном месте, а на расстоянии нескольких километров друг от друга. Говорят, в прежние времена, когда еще не было современной городской застройки, стоя у одного мавзолея, можно было увидеть второй.

— Известно, что место и конструкцию мавзолея Карахан выбирал лично еще при жизни, — отметила директор ассоциации внутреннего и въездного туризма Жамбылской области Альбина Веймер. — Это был справедливый и могущественный правитель с неиссякаемой силой воли, который основал собственное государство. Его имя знали во всей Центральной Азии. Но вместе с тем, это был скромный хан, который вершил великие дела в обличии батыра, жил рядом с народом и пронес свою любовь к Айше через всю жизнь.

 

Второе дыхание

Несмотря на то, что мавзолей Карахана дошел до наших дней не в первозданном виде, строение все еще остается уникальным и ценным памятником средневековой культовой архитектуры, который притягивает своей красотой.

— Наряду с мавзолеем Даутбека (Шамансура), он входит в культово-мемориальный комплекс, сформировавшийся на территории рабада городища Тараз и некрополя Аулие-Аты, — отметил директор государственного историко-культурного заповедника-музея «Памятники древнего Тараза» Нурлан Быкыбаев. — Мазар отражает уровень развития зодчества в эпоху мусульманского средневековья. Местные жители почитали мавзолей как место захоронения святого, вокруг которого в XIX веке стал возрождаться город. Его последняя реставрация проведена в 2002 году в честь празднования 2000-летия Тараза.

Сегодня это портально-купольное сооружение с двумя гладкими башенками по краям фасада, имеющее центрическую композицию. Входной проем в мавзолей специально сделан низким, чтобы тот, кто пришел, войдя, поклонился святому. Над ним можно увидеть надпись на арабском языке, цитирующую первые строки священного Корана: «Нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммед — пророк его…», которая свидетельствует о том, что это не просто памятник истории, а святое место. Сюда ежегодно приезжают тысячи туристов и паломников, причем не только со всех уголков республики, но и из Китая, Турции, Японии, Пакистана, Италии, Чехии, Индии…

В настоящее время лишь внутри сооружения сохранились оригинальные кирпичи эпохи Караханидов. Ими выложен внутренний слой купола и оконных арок. Наибольший интерес вызывают несколько терракотовых плиток с геометрическим и растительным орнаментами, а также в форме знака бесконечности, которые во время реконструкции были встроены в стену. По ним можно представить о былом декоративном оформлении мавзолея.

Культовое сооружение в плане имеет четырехугольную форму и состоит из большого центрального зала и трех угловых помещений. В одном из массивов стены есть узкая лестница, ведущая на крышу, которая перекрыта юртообразным куполом. В цент­ральном зале посередине расположено ступенчатое каменное надгробие.

За свою историю сооружение не раз подвергалось реставрации. Вдобавок к празднованию 550-летия Казахского ханства к мавзолею проложили аллею, которую украсили фрагмент крепостной стены с входом, фонтан с кувшинами, архитектурная форма в виде кобыза, а также цветочная композиция. Рядом построена мечеть.

В настоящее время ведутся работы по благоустройству территории вокруг мавзолея Карахана. Реализуется проект по созданию сквера с пешеходной зоной, который в перспективе соединит мазар с этноисторическим комплексом «Древний Тараз». Здесь будут разбиты газоны и цветники, а также откроется обзорный вид на мавзолей со стороны улицы Байзак батыра, где появится отдельный вход на территорию культового строения.

— Многие люди говорят, что, находясь у мавзолея, чувствуют особую энергетику, это место дает силы, приносит им оздоровление, — сказала заместитель директора государственного историко-культурного заповедника-музея «Памятники древнего Тараза» Анна Крокошева. — Не случайно ежегодно сюда совершают своего рода малый хадж верующие из разных уголков мира.

Михаил ТЁ, фото автора

Комментарии закрыты.