В Казахстане активно обсуждаются измененные типовые учебные программы цикла общеобразовательных дисциплин для организаций высшего и послевузовского образования.
В частности, типовая учебная программа общеобразовательной дисциплины «Казахский язык» для организаций высшего и послевузовского образования изложена в новой редакции. Программа по общеобразовательной дисциплине «Казахский язык» направлена на новый формат изучения языка и на формирование социально-культурных знаний, совершенствование коммуникативной компетентности студента, развитие личностного потенциала. С начала года проект изменений разместили на портале «Открытые НПА», где их активно обсуждали. Преподаватели и носители языка включились в дискуссию о том, как правильно реализовать запланированное и что еще можно сделать для улучшения системы обучения государственному языку.
Итак, теперь продолжительность обучения казахскому языку по программе составляет 300 академических часов. Программа направлена на решение целого ряда задач, таких, как развитие и дальнейшее совершенствование языковых навыков, обучающихся казахскому языку, раскрытие многообразия стилистических возможностей казахского языка в разных функциональных стилях, приемы эффективного общения в разных коммуникативных ситуациях. Она преследует цель дать общее представление о нормах казахского языка на уровне произношения, морфологии, синтаксиса, словоупотребления, показать своеобразие современной речевой ситуации, а также расширить активный словарный запас студентов, продемонстрировать богатство казахской лексики, фразеологии, познакомить с различными словарями и справочниками, отражающими взаимодействие языка и культуры. Обучение способствует развитию способностей анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций, оценивать языковые явления и факты с точки зрения правил использования языка, соответствия сфере и ситуации общения, разграничивать варианты норм и речевые нарушения.
Специалисты считают, что студентов необходимо научить применять полученные знания и умения в собственной речевой практике, целесообразно применять язык в различных сферах и ситуациях общения.
Специалисты подчеркнули, что по итогам освоения программы обучающийся получает сразу несколько важных навыков и закрывает основные потребности в деле освоения государственного языка. Так, выпускник будет свободно поддерживать беседу, запрашивать необходимую информацию в различных речевых ситуациях в бытовой, учебной, социальной, культурной, профессиональной сферах с использованием необходимых лексических и грамматических единиц. Он научится проявлять компетентность в условиях личностной, социальной и профессиональной коммуникации в соответствии с особенностями языка, культуры, ситуации общения, обсуждать в дискуссиях этические, культурные, социально значимые вопросы, выражать свою точку зрения, аргументированно защищать ее, критически оценивать мнение собеседников. Новый курс государственного языка научит читать и понимать тексты разных жанров, различать основную и дополнительную информацию, анализировать и дифференцировать смысловые части текстов, формулировать их основную мысль, резюмировать информацию целостного текста и его отдельных структурных элементов. Кроме того, студенты будут свободно писать корреспонденции различного назначения, статьи, аннотации, тезисы, эссе на казахском языке на основе коммуникативных потребностей. Также преподаватели попытаются научить казахстанцев запрашивать и сообщать информацию в соответствии с ситуацией общения, оценивать действия участников речевого общения, использовать информацию для воздействия на собеседника, а также применять приемы создания устных и письменных текстов различных жанров и разной стилистической направленности.
Важно отметить, что программа предусматривает изучение казахского языка в соответствии с пятью уровнями. Один уровень составляет пять кредитов, а студент осваивает не менее двух уровней.
Сначала уровень владения языком определяется на основе диагностического теста. После завершения каждого уровня владения языком сдается экзамен. Студент, освоивший средний уровень «В-1» в первом семестре, в следующем семестре выбирает и продолжает обучение по следующему уровню «В-2-1».
При этом каждый уровень владения должен учитывать соответствующие пререквизиты и постреквизиты. Так, например, элементарный уровень знания казахского языка «А1» предлагается иностранным студентам. А базовый уровень «А2» направлен на прохождение казахстанскими студентами.
Новый взгляд на обучение государственному языку подразумевает использование современных методов и технологий. Например, студентоцентрированное обучение, основанное на рефлексивном подходе к обучению со стороны обучающегося. Сам по себе этот метод представляет собой взаимодействие учителя и учащегося, при котором учитываются личностные качества учащегося и анализируется его опыт, создаются доверительные и продуктивные взаимоотношения учителя и ученика, направленные на развитие рефлексивных навыков и умений, но его будут дорабатывать в соответствии с заведением, где он применяется.
Также активно обсуждается компетентностно-ориентированное обучение. Такой метод предполагает использование имеющихся знаний и навыков в конкретной ситуации, в которой они могут оказаться полезны. Для него необходима идентификация основных умений обучающегося в ходе образовательного процесса, а индивидуальный подход обещает заметный рост результатов уже в первый год.
Кроме того, специалисты предлагают коммуникативно-деятельностный подход к овладению языками, а также работу над пониманием и интерпретацией смыслов текста на основе когнитивного моделирования его содержания и контекста его функционирования.
Все новейшие методики, в том числе и обозначенные в проекте, предлагают оценивать прослушанное и прочитанное, обобщать полученную информацию, фиксировать основное содержание сообщений, формулировать устно и письменно основную идею сообщения. Студентов будут учить грамматически и лексически грамотно излагать проблемы, свободно высказывать свои мысли и суждения, осуществлять диалогические высказывания в рамках заданной темы.
Помимо прочего в программе есть и другие интересные пункты, например, наличие ролевых игр и учебных дискуссий различных форматов для улучшения усвоения материала.
Также молодых педагогов и юных студентов воодушевило желание внедрить методику «Кейс-стади», в рамках которой используется описание реальных экономических и социальных ситуаций. Обучающиеся должны проанализировать практическую ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшие из них. Главная особенность такого метода заключается в том, что итоги выбора студентов можно сравнить с тем, что сделали в реальной жизни профессиональные специалисты.
Подготовил Алексей ПОЛЯКОВ,
фото из открытых источников