The news is by your side.

Наследие Бауке. Военный, гражданский и литературный долг Бауыржан Момышулы выполнил сполна

Военный, гражданский и литературный долг Бауыржан Момышулы выполнил сполна

Почти 40 лет прошло после кончины легендарного Бауыржана Момышулы. И чем больше проходит времени, тем меньше очевидцев смогут рассказать нам о его жизни и военных делах. Поэтому с каждым годом возрастает значение книг, написанных о нем, а также им самим.

По сути литературный труд Бауыржана Момышулы является вторым подвигом, так как он сумел вложить в свои книги душу, знания, опыт и передать их людям.

«Однажды я взялся за перо и сел писать обо всем увиденном, пережитом. Посчитал своим гражданским долгом оставить для подрастающего поколения опыт тех замечательных людей, с которыми мне приходилось встречаться. Вот так я решил стать писателем. … Я не профессио­нальный писатель. Я пишу только военные мемуары. У казахов никогда раньше не было литературы такого типа. Поэтому и меня называют писателем», — отмечал Б. Момышулы.

Военный опыт достигается крайне тяжело: через кровь, страдания, потери, зачастую неоправданные. Наш долг —
изучать и постигать этот опыт. «Мы пишем о том, что нам самим приходилось пережить на войне. Завтра для Генерального штаба эти воспоминания будут как крупицы золота. Их можно будет переплавить в большой золотой слиток», — так писал Момышулы о назначении военной литературы, мемуаров советских полководцев и военачальников.

Военный опыт и есть военное наследие. Ошибается тот, кто считает опыт прошлых войн устаревшим и непригодным к современным войнам и войнам будущего. Это не так. Могут улучшаться оружие, средства связи и система управления войсками, могут использоваться спутниковые, космические технологии наблюдения и отслеживания противника, могут применяться на поле боя в локальных конфликтах индивидуальные спутниковые комплексы, но главное останется неизменным во все времена: человек, его нравственное начало, патриотизм, боевой дух, дисциплина, способности и возможности, обученность, а также сами законы ведения всех войн — стратегия и тактика, которые берут свое начало от увесистого булыжника и примитивной дубины. Поэтому каждый казахстанский военный, будь то солдат или офицер, должен изучать военное наследие Бауыржана Момышулы.

Эти книги учат не только тактике и стратегии войны, но и науке взаимоотношений между людьми: командиром и бойцами отряда, солдатом и солдатом, тобой и твоим врагом. Они учат справедливости, порядочности, умению почти в безвыходных ситуациях оставаться человеком, настоящим воином, командиром, поддерживающим боевой дух и увлекающим бойцов в атаку на врага.

Эти книги рассказывают не только о серьезных упущениях, но и о незначительных ошибках, приводящих к большим неоправданным потерям среди личного состава. Такие ошибки часто совершались на начальной стадии войны молодыми неопытными офицерами. «Не торопись умирать, а учись воевать, — любил повторять Момышулы слова генерала Ивана Панфилова. «Командир должен быть творческим человеком. Ведь прежде чем принять решение, нужно его хорошо продумать. Есть тысяча вариантов, и все они требуют осмысления», — писал Бауке в книге «Психология войны».

Заслугой, и очень большой, является то, что он в своих книгах не избегал тематики ошибок, допущенных на вой­не, в том числе и личных, а подробно описывал и анализировал их и делал это прежде всего для нас, потомков, чтобы нам не пришлось почувствовать горечь поражений и неудач. Он говорил: «Я пишу записки офицера. В этих записках я хотел поделиться не только опытом, но и рассказать о собственных ошибках».

Б. Момышулы являлся участником, руководителем и наблюдателем более 200 боев. «Я делаю свои военные записи не как сторонний наблюдатель, а как участник боев, как солдат, лично переживший всю войну от начала до конца. Я ничего не создаю на вымысле», — пишет он и далее продолжает: «На рискованные дела часто не знаешь, кого послать. Вопрос отбора людей мучительно переживается командиром. Самое страшное в ближнем бою, когда офицер теряет самообладание, и люди, в силу дисциплины, выполняя его бестолковые окрики, мечутся по полю, ловя любую шальную пулю. … В боевой обстановке солдат нередко сбрасывает с себя маску беспрекословного повиновения и смотрит на командира оценивающими глазами, дескать, помолчи, посмотрим, какой ты командир. Я отвечал на эти взгляды прямо: «За мной в огонь и в воду! Вместе победим или вместе погибнем!» Я старался, как и многие мои товарищи, оставаться офицером ближнего боя и солдатом переднего края».

Его книги учат заботе командира о своем подразделении, бесперебойному снабжению всем необходимым, но главная забота — это честь оружия и сохранение людей, доверенных ему. На войне главная ценность — человек, его жизнь, а не автомат или техника — такая психология в армейской среде многократно увеличивает боеспособность войск и повышает чувство долга каждого отдельного солдата. Какова главная обязанность командира на войне? «Думать, — так говорил генерал Панфилов молодому Бауыржану, —
думать и анализировать обстановку боя или предстоящей операции, как ее грамотно осуществить с наименьшими потерями, хозяйственные дела отходят на второй план».

Книги Момышулы учат, что «мужество не должно оставаться неотмеченным. Не заметить или забыть отвагу, проявленную солдатом в бою, где он кровью доказывал свою любовь к Родине, — черное пятно, ложащееся на командирскую совесть».

Его книги учат тому, что необходимо солдату от командира. А солдату нужны от командира справедливость, добротное обмундирование, исправное оружие, ясный приказ. Еще солдату нужны не чрезмерные упреки и назидания, а теплые слова командира после боя, когда солдат испытывает радость и ждет справедливой оценки своих действий.

Б. Момышулы рассуждает о том, как должен отдаваться приказ. При отдаче команды офицер смотрит прямо в глаза солдату и сразу понимает, как этот приказ будет выполняться. Он должен правильно рассчитать время, выбрать подходящего подчиненного и обязательно проследить за выполнением приказа в срок: «Командирам нужно дать время на обдумывание полученного приказа. Не люблю, когда старшие по званию гоняют младших командиров, как борзые зайцев. Дал приказ — дай время на размышление. Исполнение проверь. Вот мое кредо».

По его мнению, солдаты — это народ, который говорит умно и толково, к которому нужно прислушиваться и у которого необходимо учиться командирам. «Мой полк был моей академией», — говорил Бауыржан Момышулы.

Его книги учат, каким должен быть командир. А командир должен быть популярным, солдат должен его любить, бояться, уважать и беречь. Строгость командира, основанная на справедливости, — основа его популярности. Несправедливость вызывает озлобление, а наказание солдата должно быть только за дело, без ущемления его человеческого достоинства. «Солдату нужны только чуткость, внимание, человеческое отношение. Он не обидится, если ему жестко укажут на ошибки. Но ему нужно, чтобы об этом сказали, не унижая его достоинства, уважая в нем человека такого же, как ты сам… Бояться своих — величайшее несчастье, а чтобы не бояться своих, надо быть справедливым», — считал Б. Момышулы.

В подтверждение сказанного приведем слова одного древнего китайского полководца, который утверждал, что «из двух воюющих сторон побеждают та армия, те солдаты, которые своего полководца боятся больше, чем своего врага».

Но солдаты должны не только бояться командира, но и уважать, а уважают за справедливость. И еще он писал, что полководец может наказывать своих солдат только после того, как добьется их полного к себе расположения, но не ранее того. Только тогда его армия будет сильной духом и легкой в управлении. Таким должен быть каждый командир, каждый полководец.

Малик Габдуллин, Герой Советского Союза, говорил: «На войне тысячи бойцов ежедневно совершают подвиги, но госпожа награда выделяет далеко не каждого из них. Да, на тысячу скакунов рождается один тулпар. Однако если вскачь пускается табун тулпаров, то все они идут ноздря в ноздрю и оставляют за собой глубокие следы!».

Таким тулпаром, оставившим после себя глубокий след, был Бауыржан Момышулы, наш Бауке. Он герой, а герои смертью жизнь не кончают, они начинают жить в душе народа до тех пор, пока жив сам народ.

Арман ШАУХАНОВ,
кандидат педагогических наук,
доцент Таразского регионального университета имени М. Х. Дулати

Комментарии закрыты.