The news is by your side.

О труде и чести

Государственная служба на современном этапе развития

Для Казахстана государственная служба четко определена как отдельная профессиональная сфера деятельности, и ее строительство является одной из приоритетных задач. Мы решили разобраться, в чем отличие новой модели госслужбы от прежней. Ситуацию прокомментировал руководитель департамента Министерства по делам государственной службы Республики Казахстан по Жамбылской области Булат Исаков. 

— Сейчас перед нами как уполномоченным органом, осуществляющим реализацию единой политики в сфере государственной службы, контроля за качеством оказания госуслуг и предупреждения коррупции, стоит главная задача — это реализация Плана нации «100 конкретных шагов», являющегося стратегическим курсом развития страны. Первые 15 шагов Плана нации посвящены вопросам формирования современного профессионального государственного аппарата. Все эти шаги нашли свое отражение в новом Законе « О государственной службе Республики Казахстан», — отметил он.

— Булат Алмуханович, расскажите, пожалуйста, о новой модели государственной службы.

— Основное отличие новой модели — широкое применение механизмов карьерного продвижения как практической реализации принципа меритократии. Раньше у нас применялась смешанная модель госслужбы — позиционная и карьерная. Зачастую каждое уполномоченное лицо, имеющее право на расстановку кадров у себя, своим решением применяло ту или иную модель.

Ключевые аспекты новой модели — компетентный подход при конкурсном отборе и продвижении на государственной службе, которые должны быть максимально объективными и прозрачными.

Максимально ограничен ранее существовавший механизм перевода государственных служащих с одной должности на другую. Перемещение госслужащих внутри госслужбы осуществляется только на основе внутренних конкурсов и на основании решения коллегиального органа — конкурсной комиссии, где для обеспечения прозрачности, объективности допускается участие независимых наблюдателей и экспертов.

Система перевода применяется только для отдельных должностей и госорганов. К примеру, госслужащий может быть назначен переводом на должности корпуса «Б» в Администрацию Президента и в аппараты палат Парламента, в Канцелярию Премьер-Министра, в аппараты Верховного суда, Конституционного Совета, Высшего Судебного Совета, Центральной избирательной комиссии, в Управление делами Президента и Счетный комитет и обратно.

Перевод также допускается на должности помощников, пресс-секретарей, советников первого руководителя госоргана, при этом дальнейший перевод этих служащих не допускается.

— Вы упомянули внутренний конкурс. Что это за конкурс и есть ли другие конкурсы на государственной службе?

— Прежде всего, внутренний конкурс проводится для обеспечения карьерного продвижения среди служащих самого государственного органа, имеющего вакансию, а в случае отсутствия победителя — среди служащих всех госорганов, что призвано обеспечить заинтересованность и уверенность служащих в карьерных перспективах.

Внутренние конкурсы дают возможность опытным, талантливым служащим добиваться карьерного роста. Но необходимо понимать, что для этого важен поэтапный опыт работы в соответствии с новыми квалификационными требованиями. Для участия во внутреннем конкурсе необходим минимальный пакет документов — заявление и послужной список госслужащего.

Общий конкурс представляет собой трехэтапный отбор. Он включает тестирование на знание законодательства, оценку личных качеств, проводимых уполномоченным органом, и собеседование в государственном органе.

Данный отбор несет открытый характер, с возможностью участия всех граждан нашей страны. Но при этом необходимо пройти все последовательные этапы отбора. Кроме того, открытый конкурс в основном объявляется только на низовые должности. То есть человек, даже имеющий опыт работы, при поступлении на государственную службу делает осознанный выбор с низовой должности. Открытый конкурс на руководящие должности будет проводиться только в случае отсутствия победителя внутреннего конкурса и с согласия уполномоченного органа.

— Как нам известно, при отборе на государственную службу применяется компьютерное тестирование. Скажите, что-нибудь изменилось в этом направлении?

— Во-первых, мы считаем, что в настоящее время тестирование является наиболее объективной формой оценки знаний кандидатов. Участники тестирования находятся в абсолютно равных условиях, а при современном уровне технологий и контроля исключается какое-либо субъективное и несанкционированное вмешательство и влияние на результаты прохождения тестов.

Что касается изменений, то тестирование на знание законодательства, как и прежде, состоит из трех программ, обновлены тестовые задания по новым законам в сферах государственной службы и противодействия коррупции.

Существенные изменения произошли в части установления пороговых значений. Согласно правилам порог установлен от общего количества вопросов по всем нормативным правовым актам.

К примеру, по первой программе из 135 вопросов необходимо набрать не менее 95 правильных ответов, по второй программе из 120 вопросов — 72 правильных ответа, по третьей программе из 90 вопросов необходимо набрать 45 правильных ответов. При этом количество правильных ответов может варьироваться от 5 до 15 по каждому нормативному правовому акту и учитывается при расчете прохождения порога.

Кроме того, согласно новым правилам в целях рассмотрения жалоб кандидатов по результатам тестирования на знание законодательства Республики Казахстан и защиты их прав в департаменте создана апелляционная комиссия.

— Расскажите немного об оценке личных качеств.

— Ко второму этапу — оценке личных качеств — допускаются только лица, успешно прошедшие тестирование на знание законодательства. Кандидат проходит оценку по истечении 20 минут после сдачи тестов. Существует два вида программ: для руководящего и рядового звена.

При оценке личных качеств применяется психометрический тест, на основе которого дается заключение по таким критериям, как инициативность, коммуникативность, аналитичность, организованность, этичность, ориентация на качество, ориентация на потребителя госуслуг и нетерпимость к коррупции.

В данном тесте порога нет, предусмотрены лишь зоны риска по каждому критерию, и результаты этого теста учитываются конкурсной комиссией при принятии решения.

— В шаге 8 Плана нации говорится о ротации государственных служащих с обязательным предоставлением им жилья без права приватизации. Предусмотрены ли такие механизмы в новом законе?

— В новом законе чуть более расширена сфера применения института ротации. Если ранее ротации подлежали политические и административные государственные служащие корпуса «А», то теперь ротации подлежат и госслужащие управленческого уровня корпуса «Б». К примеру, на местном уровне подлежат ротации руководители областных органов (категория D-O-1), а также руководители территориальных подразделений центральных исполнительных органов (категория С-O-1).

В первом случае ротация применяется только в рамках соответствующей территориальной единицы. Вторые подлежат ротации по всей территории республики, но в рамках одного ведомства. Именно эти лица и будут обеспечиваться служебным жильем без права дальнейшей приватизации.

Необходимо отметить, что соответствующий руководитель будет подлежать ротации по истечении трехгодичного срока пребывания на одной должности, при этом он обязательно будет ротирован по истечении шестилетнего срока.

— А что за бонусы, которые применяются в оплате труда государственных служащих?

— Бонус — это денежная выплата, устанавливаемая государственным служащим по результатам оценки эффективности их деятельности по специальной методике.

Предусмотрена как поквартальная, так и годовая оценка. По итогам года госслужащему может быть поставлена одна из следующих оценок: «неудовлетворительно», «удовлетворительно», «эффективно» либо «превосходно». Бонусы будут получать только лица, получившие оценку «эффективно» и «превосходно».

Новая методика направлена на обеспечение большей прозрачности и объективности оценки и отход от уравниловки в оплате труда.

— Известно, что система государственной службы постепенно переходит на клиентоориентированную оценку качества. Однако сервис государственных учреждений еще далек от идеального.

— Вы правы, работа в этом направлении должна ориентироваться на потребность услугополучателя. Прежде всего, это обеспечение доступности, прозрачности и своевременности всех необходимых процедур.

В нашем департаменте функционирует управление государственных услуг, основной задачей которого и является оценка и контроль качества оказания государственных услуг.

Согласно отчетным данным госорганов, по итогам 2015 года госорганами по Жамбылской области оказано 4 миллиона 928 тысяч 463 госуслуги. При этом 84,4 процента госуслуг оказано непосредственно госорганами в бумажной форме, 15,6 процента — через цоны и в электронном виде.

Хочу отметить, что при оказании услуг через цоны и в электронном виде максимально обеспечиваются их доступность, прозрачность и своевременность.

Кроме того, при оказании услуг непосредственно в госорганах возникает прямой контакт между услугополучателями и чиновниками, что в свою очередь создает коррупционные риски либо неудобства в организации сервиса. Также актуальным остается вопрос обеспечения госорганами доступности госуслуг лицам с ограниченными физическими возможностями.

Но, к сожалению, около 80 процентов услуг предоставлены государственными организациями, которые имеют возможность предоставить их через цоны и в электронном виде.

— Но ведь право выбора субъекта оказания услуги остается за самим получателем услуг. Он сам решает, куда ему лучше обратиться.

— Да, но как показывает практика, получатели услуг зачастую просто не информированы о возможности их получения в ином порядке.

Согласно сведениям, предоставленным местными исполнительными органами в рамках мониторинга качества оказания государственных услуг, в 2015 году проведено всего 270 мероприятий, направленных на повышение информированности услугополучателей о порядке оказания госуслуг, в частности, проведены семинары-совещания, круглые столы, брифинги, конференции и иные мероприятия.

На сегодняшний день нами проводится работа по активизации деятельности государственных органов для повышения уровня информированности населения.

— Что еще делает департамент для улучшения качества оказания государственных услуг?

— В прошлом году исследовательским институтом «Общественное мнение» проведен мониторинг качества оказания госуслуг, оказываемых как центральными государственными, так и местными исполнительными органами. По его итогам наша область заняла восьмое место в рейтинге регионов по показателю общей удовлетворенности качеством оказания госуслуг.

Одним из рычагов повышения качества в этой сфере является контроль за исполнением требований законодательства о государственных услугах, проводимый департаментом. Проверки проводятся на основании жалоб и обращений услугополучателей, а также выборочно на основе оценки степени рисков и иных форм контроля.

— Может ли общественность участвовать в процессе контроля качества оказания государственных услуг?

— Мониторинг качества оказания государственных услуг может проводиться и физическими лицами, и некоммерческими организациями по их инициативе и за свой счет. Они вправе запрашивать информацию, необходимую для проведения качественного мониторинга, во всех государственных органах, если этой информации нет на сайте госоргана. По результатам общественного мониторинга составляется заключение с выработкой рекомендаций по устранению выявленных фактов несоблюдения законодательства, а также по улучшению качества оказания государственных услуг.

Законодательством также предусмотрены механизмы проведения общественного мониторинга по государственному социальному заказу уполномоченного органа.

— Одна из жгучих проблем современности — коррупция. Расскажите о планируемой работе в этом направлении.

— Антикоррупционная политика — один из основных приоритетов в нашей деятельности. В департаменте функционирует управление профилактики коррупции, одной из задач которого является формирование в обществе атмосферы неприятия коррупции путем антикоррупционного просвещения и пропаганды.

Правовое определение формирования антикоррупционной культуры заложено и в новой редакции Закона «О противодействии коррупции».

Работу по формированию в обществе атмосферы «нулевой терпимости» к любым проявлениям коррупции мы проводим в различных целевых группах — это сферы образования, здравоохранения, трудовые коллективы государственных органов, общественные, религиозные, этнокультурные объединения, не остаются без внимания и жители нашей области. Особое значение в этом направлении придаем и подрастающему поколению.

Проводится работа по внедрению элективных предметов по формированию антикоррупционной культуры в учебных заведениях. Радует тот факт, что наши вузы восприняли это предложение положительно. Необходимо отметить, что предмет будет дополнительным и обязательным. Дисциплина ориентирует на то, что коррупция запрещена не только правом, но и моралью, религией.

Мы активно взаимодействуем с институтами гражданского общества: разработали и реализуем совместные планы действий с общественными объединениями и неправительственными организациями.

Но какие бы мы ни принимали меры по предотвращению тех или иных правонарушений, без обратной связи с населением работа будет безрезультатна. И поэтому хочу призвать наших граждан не оставаться в стороне, а активно участвовать в важном для государства вопросе — противодействии коррупции. Это долг каждого из нас.

— Во вновь принятом Законе «О противодействии коррупции» есть такие понятия, как «антикоррупционный мониторинг» и «анализ коррупционных рисков». В чем заключается суть этих понятий? Какова цель этой работы?

— Эти два понятия являются новшеством в нашей деятельности. Новые направления позволят нам выявить и пресечь на ранней стадии конкретные факты правонарушений, порождающие коррупционные риски.

Антикоррупционный мониторинг представляет собой наблюдение, сбор, обработку, обобщение, анализ и оценку информации по эффективности принимаемых мер для реализации антикоррупционной политики. Мониторинг необходим для оценки правоприменительной практики в сфере противодействия коррупции.

Источниками антикоррупционного мониторинга являются правовая статистика и обращения физических и юридических лиц, сведения неправительственных и международных организаций, данные социологических опросов и публикаций в средствах массовой информации.

Результаты мониторинга будут основанием для проведения анализа коррупционных рисков, которые тоже направлены на выявление и изучение причин и условий, способствующих совершению коррупционных правонарушений.

Следующая новая форма работы нашего департамента — анализ деятельности госорганов на наличие коррупционных рисков. Законом различается два вида анализа коррупционных рисков: внутренний и внешний.

При анализе противодействие коррупции рассматривается как превентивный механизм то есть выявляются проблемные участки, где могут появиться коррупционные риски. Важными направлениями в аналитической деятельности являются вопросы управления персоналом, в том числе сменяемость кадров, урегулирования конфликта интересов, оказания государственных услуг, выполнения разрешительных функций и реализации контрольно-надзорных функций.

Таким образом, анализ коррупционных рисков нацелен на предупреждение коррупционных проявлений путем устранения и минимизации причин и условий, способствующих коррупционным проявлениям.

— Чем отличается внутренний анализ от внешнего?

— Внутренний анализ коррупционных рисков проводится самими государственными органами, организациями и субъектами квазигосударственного сектора. По результатам внутреннего анализа составляется аналитическая справка с выявленными рисками и мерами по их устранению. Названные субъекты внутреннего анализа по полугодиям предоставляют нам информацию о проведенных за отчетный период анализах коррупционных рисков.

В свою очередь внешний анализ коррупционных рисков проводится непосредственно департаментом государственной службы. По его результатам готовится аналитическая справка, содержащая информацию о выявленных рисках, и рекомендации по их устранению. При этом уполномоченный орган в течение шести месяцев проводит мониторинг исполнения выработанных ранее рекомендаций.

— Сегодня наиболее обсуждаемая тема среди работников государственной службы — это новый Этический кодекс госслужащего. Расскажите об основных целях и задачах кодекса.

— Этический кодекс государственных служащих Республики Казахстан (Правила служебной этики государственных служащих) и положение об уполномоченном по этике были утверждены Указом Главы государства.

Положения Этического кодекса государственных служащих устанавливают основные требования к морально-этическому облику госслужащих, а также базовые стандарты их поведения (общие во внеслужебное время; в служебных отношениях; связанные с публичными выступлениями, в том числе в средствах массовой информации).

Кодекс направлен на укрепление доверия общества к государственным органам, формирование высокой культуры взаимоотношений на государственной службе и предупреждение случаев неэтичного поведения государственных служащих.

Иначе говоря, госслужащие обязаны быть примерными гражданами и образцом поведения для окружающих.

Вместе с тем впервые был введен институт уполномоченного по этике.

Уполномоченный по этике — это государственный служащий, осуществляющий деятельность по обеспечению соблюдения норм служебной этики и профилактики нарушений законодательства о государственной службе, противодействии коррупции и Этического кодекса. Он также в пределах своих функций консультирует госслужащих и граждан, в целях мониторинга соблюдения норм служебной этики, состояния морально-психологического климата в коллективе не менее одного раза в полгода проводит анонимное анкетирование по утвержденной форме.

Должность уполномоченного по этике вводится в центральных исполнительных органах, государственных органах, непосредственно подчиненных и подотчетных Президенту Республики Казахстан (за исключением правоохранительных и специальных государственных органов), и в аппаратах акимов областей, городов республиканского значения и столицы.

Необходимо отметить, что функции уполномоченного по этике должны возлагаться на госслужащего, снискавшего признание и уважение в коллективе. Кроме того, уполномоченный по этике по результатам своей деятельности представляет отчеты департаменту госслужбы, который в свою очередь оказывает методологическую помощь.

— Как нам известно, с созданием Министерства по делам госслужбы в территориальных департаментах теперь функционируют советы по этике, которые раньше назывались дисциплинарными советами. Есть ли принципиальные отличия этического совета от дисциплинарного?

— Главное отличие советов по этике от прежних дисциплинарных советов — в расстановке приоритетов и компетенции.

Приоритетной задачей дисциплинарных советов было внесение рекомендаций о привлечении к дисциплинарной ответственности лиц, совершивших коррупционные правонарушения и допустивших нарушения Кодекса чести. А советы по этике выполняют такие функции, как рассмотрение итогов анализа коррупционных рисков, итогов работы госорганов по профилактике нарушений законодательства о госслужбе и противодействию коррупции, результатов деятельности уполномоченных по этике, а также дают рекомендации и предложения по вопросам совершенствования форм и методов предупреждения коррупции.

Вместе с тем одной из функций советов по этике по-прежнему остается рассмотрение дисциплинарных дел служащих.

При этом следует учесть, что коррупционные правонарушения, влекущие дисциплинарную ответственность, которые ранее были предусмотрены в Законе «О борьбе с коррупцией», с 1 января 2016 года в новом Законе «О государственной службе Республики Казахстан» определены как дисциплинарные проступки, дискредитирующие государственную службу.

В отличие от дисциплинарных советов советы по этике в основном будут рассматривать дисциплинарные дела в отношении руководителей государственных органов и их заместителей.

Подготовила Индира БОТАШЕВА

Комментарии закрыты.