The news is by your side.

Тест на жизнеспособность

Завершился первый этап проекта UMAI ANA

Состоявшуюся в минувшую субботу выставку-ярмарку товаров и услуг бизнесвумен региона совет деловых женщин областной палаты предпринимателей позиционировал как тестовую площадку. Цель мероприятия — оценить концепцию каждого проекта и его жизнеспособность. 

В связи с вхождением Казахстана в различные интеграционные структуры вкупе с негативными трендами в финансово-экономической сфере тема тестирования действующего бизнеса приобретает все большую актуальность. Не беда, что продукцию выбирал только жамбылский потребитель, ведь качественный товар всегда найдет путь к сердцу покупателя, где бы он ни находился.

Именно для того, чтобы повысить уровень сопротивляемости новым вызовам, Национальная палата предпринимателей «Атамекен» инициировала проект UMAI ANA по поддержке женского предпринимательства, в первую очередь сельского. Ведь вовсе не секрет, что нашим дамам априори гораздо тяжелее вести собственный бизнес, нежели мужчинам: дом, семья, вопросы по хозяйству и так далее. Но казахстанские женщины все активнее идут в бизнес, делая неактуальным пресловутое деление на пол сильный и слабый. Сухие цифры говорят сами за себя: 41,5 процента субъектов малого и среднего бизнеса в стране возглавляют дамы, 543 тысячи из более чем миллиона индивидуальных предпринимателей также они. В Жамбылской области зарегистрировано более 64 тысяч индивидуальных предпринимателей, доля женщин составляет 44,5 процента. Кроме того, 1192 из 4582 частных юридических лиц действуют под чутким руководством представительниц прекрасного пола. Так что вовсе не случайно, что проект UMAI ANA впервые апробируется именно в нашей области, а состоявшаяся выставка-ярмарка является его первым этапом.

Миссия проекта заключается в повышении конкурентоспособности женщин-предпринимателей, улучшении качества женского предпринимательства через повышение доходов и предоставление возможностей самореализации. Упор делается на такие отрасли, как общественное питание и гостиничное хозяйство, розничная торговля, аграрный сектор, консалтинг и IT-технологии. Итоги реализации UMAI ANA подведут в сентябре на республиканском конгрессе женщин-предпринимателей.

Впрочем, вернемся на нашу тестовую площадку. Редко когда увидишь такую концентрацию деловых леди на квадратный метр полезной площади. В качестве таковой выступила территория перед областным драматическим театром, подступы к которому оккупировали стройные ряды палаток, а перед входом в храм Мельпомены настроение посетителям поднимали певцы и танцоры. Идиллия, да и только. Вместо запланированных 68 количество участниц в итоге превысило цифру 80. Забегая вперед отметим, что без мужчин все-таки тоже не обошлось. Также свои продукты рекламировали микрофинансовая организация KMF и фонд «Даму».

Кроме сугубо женской составляющей, выставка-ярмарка запомнилась еще одной фишкой — народным голосованием. Каждому посетителю выдавались жетоны трех цветов, посредством которых он выбирал наиболее понравившуюся ему продукцию. Оценивали каждого участника и члены экспертной группы, которые помогли выбрать лучших. Обладатели первых мест получали возможность создания и трансляции бесплатного рекламного ролика на местном телеканале «77 ТВ», вторых мест — на LED-дисплеях города от ТОО «Goodmaker». Представительницам бизнеса, замкнувшим тройку призеров, региональной палатой предпринимателей будут оказаны бесплатные сервисные услуги по созданию бренда своей продукции.

Первое знакомство показало, что в основном на ярмарке представлены изделия ручной работы, в том числе народных промыслов, из серии «от хобби — к бизнесу». К примеру, бывшая госслужащая Орынбасар Кадралинова давно увлекалась плетением из бус, и теперь это хобби приносит стабильный доход. На прилавке расположились искрящиеся на солнце прекрасные лебеди, разноцветные черепашки, рядом крохотные пупсы мирно посапывали в изящных колыбельках, красная цена которым — 1,5 тысячи тенге за штуку. «Фурнитура уж очень дорогая», — жалуется предприниматель. Не ограничиваясь бусами, Орынбасар также работает с войлоком, в ассортименте жилеты, накидки, головные уборы, половички, сувениры… Большой красный пушистый войлочный апорт продается по той же цене, что и бесик.

А вот то, чем занимается выпускница академии моды «Сымбат», рекламный дизайнер из села Мерке Гузаль Каримова, очень даже волнительно для журналистов, работающих в печатных изданиях. Дело в том, что в качестве сырья для своих сувениров она использует… газеты. Обрывки газет сворачиваются в трубки, окрашиваются и находятся во влажном месте до полной готовности. Затем, собственно, и начинается процесс газетоплетения. Так что периодика может не только познакомить со свежими новостями, но и, к примеру, поправить материальное положение и привлечь в дом достаток. Именно на это направлены топиарии или денежные деревья, листья которых являются уменьшенными копиями пяти- и десятитысячных купюр. Подобная флора в доме будет ласкать взор и поднимать настроение, стоит такая красота две тысячи тенге. По сути, путь Гузаль — это еще одна история «от хобби — к бизнесу».

Мастерицы-рукодельницы демонстрировали различные направления, многие из которых стали для посетителей настоящим откровением. Никак нельзя было пройти мимо красивых рыбок бухгалтера Елены Никитиной, в основе которых лежит соленое тесто. Кроме того, она расписывает акриловой краской различную посуду по технологии point-to-point (точка-к-точке). Долгие часы кропотливой работы, и старая советская стеклянная тара из-под молока превращается в прекрасную вазу. Ну а если вы, к примеру, готовите домашнее вино, удивительный графин от Никитиной окажется весьма кстати. Такое произведение искусства не стыдно поставить на стол и перед самыми уважаемыми гостями.

На фоне остальных участников своей солидностью выделялось ТОО «СБ плюс», которое производит спецодежду для такого гиганта, как ТОО «Казфосфат». По словам управляющего директора Елены Солдатовой, предприятие шьет форму для представителей любой профессии, среди клиентов есть и государственные структуры, в том числе КГП «Тараз-су».

Как уже отмечалось выше, не обошлось и без представителей сильного пола. Так, Сарсен Оспанкулов из села Жамбыл Кордайского района предлагал седла четырех видов — «Казахское», «Жандармерия», «Кавалерия» и «Кокпар» стоимостью от 30 до 60 тысяч тенге. На изготовление одного седла из натуральной кожи необходимо 4-5 дней, в месяц кордаец реализует до 20 штук, с учетом развития национальных видов спорта наибольшим спросом пользуются седла для игры в кокпар.

Сотрудник Жуалынского филиала палаты предпринимателей Илескали Буженов привез работы своих землячек: портретные ковры от ИП «Байсеитова» стоимостью до 60 тысяч тенге, вытканные бисером и бусами картины местной школы искусств.

Возможностью прорекламировать и реализовать продукцию заключенных воспользовалось УЖД 158/4, которое в народе более известно как 26-я колония. Инспектор отдела организации труда осужденных Алишер Гиязов в компании с арендующими площади в исправительном учреждении предпринимателями Жумагуль Михайловой и Мурадином Ибрагимовым представил несколько моделей парусников, музыкальные инструменты, различные сувениры и другие полезные в обиходе мелочи. О том, что осужденные — мастера на все руки, знает, наверное, каждый из нас.

Линейка продукции кордайского пчелокомплекса «Ара-тау», расположенного в Караконызском государственном ботаническом заказнике, состоит только из одного вида меда, но какого! По словам директора Валерия Ромащенко, действуют несколько стационарных пасек, в сезон здесь собирают до 20 тонн экологически чистого горного меда. Следует отметить, что наибольшее столпотворение наблюдалось именно возле палатки кордайских пчеловодов.

Кстати, продукция «Ара-тау» в итоге была признана лучшей. Лавры победителей также снискали молочная продукция от ТОО «Айшот» (Шуский район) и национальные костюмы ИП «Сагинбекова» (Рыскуловский район). Серебро досталось швейному ателье ИП «Ернар» (Шуский район), изготовителю кожаной обуви ИП «Есеналиев» (Рыскуловский район) и мастерам прикладных искусств ИП «Оспанкулов» (Кордайский район). Третье место разделили кондитерский цех ИП «Урустамова» (Кордайский район), занимающееся швейным производством ИП «Севара» (Шуский район), кролиководческое хозяйство ИП «Бакдаулет» (Байзакский район). Нетрудно заметить, что наиболее качественный продукт производят в трех районах — Шуском, Кордайском и Рыскуловском, так проголосовали 400 посетителей выставки-ярмарки.

В интервью газете «Знамя труда» куратор проекта UMAI ANA по Казахстану Диана Ратбекова заявила, что теперь участников проекта ждет второй этап — бесплатное размещение в течение года своей продукции в магазине отечественных товаропроизводителей TARAZ-store-KZ. Сегодня идет поиск приемлемого помещения, которое должно находиться в густонаселенном районе областного центра.

На третьем этапе будет создан интернет-портал UMAI ANA, где бизнес-леди смогут не только бесплатно поместить подробную информацию о своем деле, но и найти партнеров и клиентов как в Казахстане, так и за рубежом.

Дархан БАЙТУОВ,

Фото Виктора БАРБАША, и Бекнура САТЫБАЛДИЕВА

Комментарии закрыты.