The news is by your side.

Хорошо сидим?

Частные детские сады - один из самых востребованных в стране проектов. У нас - только одна заявка по этому направлению «Дорожной карты бизнеса-2020»

Жамбылские предприниматели никак не дорастут до бизнесменов

Программа «Дорожная карта бизнеса-2020» была призвана в помощь предпринимательскому сектору республики. Предполагалось, что тысячи бизнесменов и руководителей предприятий смогут открыть новые производства либо развить, оздоровить собственные. В общем-то, в целом по республике говорится об успешных результатах работы. Но вот в Жамбылской области отчего-то не все ладится. 

 

Турнирная таблица

По количеству предпринимателей, воспользовавшихся субсидиями в рамках программы, наш регион только недавно переместился с последнего места на предпоследнее среди всех областей страны. Гордиться действительно нечем.

Итак, «Дорожная карта бизнеса-2020» затевалась как беспрецедентная акция, способная дать значительный импульс развитию бизнес-среды. Задумка и в самом деле уникальная. В основе программы лежат несколько направлений, по которым предприниматели имеют возможность открыть новый или развить действующий бизнес, а также отправиться на учебу или стажировку в зарубежные страны. Не вдаваясь во все детали программы, остановимся на одном из главных принципов получения государственной поддержки.

Заключается он в следующем. Допустим, вы — бизнесмен средней руки, но чувствуете, что чего-то вам в этой жизни недостает. В общем, вы решили заняться более приличным, ну и заодно более доходным проектом. Пусть это будет производство бумажных салфеток — вариант беспроигрышный!

Для начала вы накопали информацию в Интернете, нашли производителей оборудования, списались с ними, созвонились, скачали с какого-нибудь сайта бизнес-план (в отличие от фильмов или музыки, пока это можно сделать бесплатно), влепили в него свои расчеты и понесли его с умным видом в банк. Так, мол, и так, я все просчитал, вот бизнес-план (два месяца над ним корпел), вот мой залог (это надоевшее кафе, в котором, кажись, администратор меня надувает), вот мой опыт работы (везде был замом, но фактически всю работу за шефа делал), дайте-ка мне кредит! Ставка по кредиту, кстати говоря, не должна превышать 14 процентов годовых, но в этом коридоре сейчас стараются работать все приличные банки.

Итак, после долгих переговоров с банкирами ваш бизнес-проект одобрили, деньги вам дали. Но чтобы вам было легче возвращать, вы подаете заявку в фонд «Даму», и в случае положительного решения ваши 14 процентов превратятся в семь, потому как семь процентов по кредиту государство берет на себя в качестве безвозмездной поддержки. Прекрасная картина получается, не правда ли? Так должно быть в идеале.

На деле же ни вы, ни ваш брат-бизнесмен в этот самый «Даму» не идете и ни о каких бумажных салфетках не думаете. Вместо этого идете разбираться с администратором, превратившим ваше кафе в забегаловку. Вот статистика. На сегодня в Жамбылской области по программе «дорожная карта» подписано 22 договора субсидирования, тогда как в соседней Южно-Казахстанской области — 47, Костанайской —  56, а число одобренных проектов в Павлодарской и Карагандинской областях перевалило за 80. Не удивительно, что мы в хвосте турнирной таблицы.

Причины сложившейся картины уже неоднократно разбирались на разных уровнях. Областному управлению предпринимательства и промышленности не раз доставалось на орехи, но воз если и сдвинулся с места, то только на метр. Так почему наши люди не хотят государственной поддержки? Может быть, есть какие-то подводные течения?

 

Человеческий фактор

— На самом деле, нужно исходить из потенциала региона, — говорит главный менеджер регионального филиала АО «Фонд развития предпринимательства «Даму» Екатерина Хван. — Большей частью наши предприниматели заняты, к сожалению, не производственной деятельностью, а торговлей, которая, как известно, не относится к числу приоритетных в «Дорожной карте бизнеса-2020». Отсюда и спрос на продукт. В других же областях, например, Павлодарской или Карагандинской, множество предприятий, промышленников, бизнесменов, которые имеют больше возможностей для открытия новых производств.

— В таком случае следует ли вести речь и о людском потенциале?

— Безусловно, в определенной степени можно говорить и об этом, — считает Екатерина Хван. — Не хотелось бы это признавать, но жамбылцы все же тяжелы на подъем, у наших людей особенный менталитет. Мы долго раскачиваемся, анализируем, думаем, а потом и вовсе отказываемся от бизнес-идеи. Было бы больше новых проектов, были бы и поводы обратиться за помощью к государству.

Итак, получается, что жамбылцы не любят рисковать, предпочитая верные сделки по типу «купи-продай», нежели создание собственных производств. Действительно, на таразских рынках в последнее время наблюдается значительный рост реализаторов. На центральном базаре контейнерами обставлены уже все проходы, подступы и подъезды. А ведь среди торгового люда немало вчерашних предпринимателей, которые работали, к примеру, в сфере услуг. Однако сегодня они решили отказаться от собственного бизнеса, так как продавать, допустим, вещи —  надежнее: и риска меньше, и доходов больше.

Может быть, в таком случае следует вести разъяснительную работу среди предпринимателей, доходчиво им объясняя, что ресторанный бизнес — это сугубо личное предприятие, а нужно еще подумать о создании общественно значимых производств? Они, мол, принесут пользу не только вам, но и всем жителям. И люди потом будут благодарить вас еще долгие лета, желая вам здравия.

— По существу, мы этим и занимаемся, — продолжает Екатерина Викторовна. — Многие предприниматели приходят с идеями, которые не вписываются в программу. Вы думаете, мы их отправляем куда подальше? Напротив, здесь мы стараемся вывести их на путь истинный, объясняя, что они могут прийти с другой конкретной концепцией, которую государство поддержит.

Например, по словам менеджера, приоритетным в программе считается открытие детских садов. Во всей республике люди ухватились за эту идею, что вполне объяснимо. Во-первых, очевидна нехватка дошкольных учреждений. Во-вторых, для частных учреждений существует государственный заказ, который позволяет получать бюджетные деньги. В-третьих, и это немаловажно, предприниматель таким образом участвует в решении важной социальной задачи. Но у нас немногие бизнесмены решаются на такой шаг, предпочитая строительство увеселительных заведений. Только один бизнесмен в регионе подал заявку на открытие дошкольного учреждения и уже получил одобрение.

На первый взгляд, влияние южного менталитета на общий уровень развития предпринимательства в целом и на реализацию «дорожной карты» неоспоримо. Но значит ли это, что программу тормозит только безынициативность предпринимателей? Откровенно говоря, вряд ли. Ведь если взять соседний Шымкент, где люди нам близки по духу и менталитету, то там программа реализуется успешнее.

 

Бой с тенью

Понятно, что Шымкент, Караганда или Павлодар — потенциально более богатые города. Но наша «дорожная карта» отстает даже от программ в Кызылординской, Северо-Казахстанской и почти всех других областей страны. Что еще останавливает наших предпринимателей?

Как свидетельствует наш блиц-опрос, не все представители бизнес-сообщества в восторге от механизма программы, а также чиновников, отвечающих за ход реализации. Можно также вспомнить оценку, которую предприниматели давали на совещаниях и круглых столах. Так, в разное время они жаловались на слишком громоздкую процедуру рассмотрения заявок, равнодушность исполнителей программы, а также на общую неблагоприятную среду, например, многочисленные проверки со стороны различных органов. Об этом говорили руководители Луговского конезавода, ТОО «Дизайн сулу», ТОО «Арзу»… А кое-кто и вовсе грозился вывести свой бизнес в Алматы, где к предпринимателям, мол, совсем другое отношение, нежели в Жамбылской области.

Думается, в их заявлениях, которые фактически остались незамеченными, есть рациональное зерно. Да, с одной стороны, руководство акимата пытается создать благоприятные условия для развития бизнеса, обещая всемерную поддержку. Но, с другой стороны, чиновники в областных управлениях, контролирующих органах и так далее играют по собственным правилам. Проблема, очевидно, в том, что они никак не проникнутся идеей поддержки предпринимательского сектора. Либо не знают, чем конкретно они могут помочь, ограничиваясь в лучшем случае простым мониторингом ситуации. Но бизнес ждет реальных действий и понимания со стороны государственных служащих всех уровней —  и контролирующих, и фискальных, и проверяющих органов, то есть от всей когорты чиновников, а не только акима области.

Конечно, за последние два года для развития малого бизнеса сделано немало, но бизнес-климат региона все еще трудно назвать благоприятным. Это заставляет часть предпринимателей работать в тени. Прошлогодние проверки в области выявили более 400 человек, работавших без регистрации в налоговых органах. Не были они зарегистрированы и в СЭС, юстиции и так далее. А ведь выявлены далеко не все бизнесмены, предпочитающие теневую экономику.

— Желание работать в тени также не позволяет предпринимателям официально регистрироваться, пользоваться кредитами банков и помощью «Дорожной карты бизнеса-2020», — считает Екатерина Хван.

Действительно, официальная регистрация пугает «теневиков», которых не прельщает перспектива общения с представителями налоговых органов: ежеквартальная сдача налоговых деклараций и потенциальная возможность быть оштрафованными за малейшую погрешность. Еще несколько лет назад налоговый пресс на бизнесменов был довольно серьезным. К примеру, ситуация, в которую попал известный таразский предприниматель Дуйсенбек Ибиналиев, как нельзя лучше иллюстрирует положение.

Все началось с того, что в один прекрасный день городской акимат предложил руководителю предприятия передать землю, находившуюся на окраине города, под строительство нового микрорайона. Д. Ибиналиев возражать не стал, тем более, что взамен ему предложили равноценный участок земли. Однако после совершения сделки тогдашнее руководство горакимата не огородило новую территорию предпринимателя, хотя обязано было сделать это согласно заключенному договору. Жалобы бизнесмена ни к чему не привели. Более того, по загадочному стечению обстоятельств на предприятие, возглавляемое Д. Ибиналиевым, посыпался целый ряд проверок со стороны различных органов. В результате местная налоговая инспекция обнаружила «непорядок» при использовании земельного участка и выписала бизнесмену доначисления в размере более 740 тысяч долларов по тогдашнему курсу тенге! Предпринимателю пришлось дойти до Верховного суда, чтобы доказать свою правоту и избавиться от непосильной ноши. Конечно, после таких приключений доверие к чиновникам падает. Данный случай как нельзя лучше иллюстрирует недавние отношения чиновников и бизнес-сообщества.

В такой атмосфере жамбылцы жили с начала 90-х годов прошлого века и до недавнего времени. Шутка ли: около 40 процентов частных предприятий вынуждены были приостановить свою деятельность. А другие регионы в это время успешно формировали класс предпринимателей.

 

Мифы и реальность

Чтобы предпринимательский сектор оправился от последствий такой жесткой политики, потребуется еще немало времени. В какой-то мере нынешнему руководству области приходится расплачиваться за ошибки и недочеты предшественников. Теперь, пытаясь призвать бизнесменов к активной работе, необходимо еще и переломить психологию людей. Ведь многие до сих пор всерьез полагают: для получения субсидий в рамках «Дорожной карты бизнеса-2020» обязательно нужно дать «откаты». В «Даму» подобные разговоры вызывают только улыбку.

— Поймите, «Даму» является только оператором государственной программы, — разъясняет Екатерина Хван. — Фонд может оказать консультативную помощь, может объяснить, почему ваш проект не одобрят, но здесь ни в коем случае не выносят окончательное заключение о выделении субсидий. Мы отправляем проекты на рассмотрение регионального координационного совета, куда входят представители целого ряда государственных учреждений во главе с акимом области. Но и это еще не все: последнее слово остается за Министерством экономического развития и торговли РК, а там выносится уже коллегиальное решение.

Еще один миф о госпрограмме —  сложившееся поверье о том, что участвовать в ней могут только крупные предприятия с огромными суммами кредитов, о чем говорят примеры Таразского металлургического комбината, Луговского конезавода и местных транспортных предприятий.

— На самом деле ограничения имеются по направлениям программы только в верхнем пороге, — говорит Е. Хван. — Минимальная сумма не обозначена, вы можете подать заявку на проект стоимостью даже 500 тысяч тенге.

Кстати, в других областях именно так и набирают достаточное количество участников программы: там к программе присоединились индивидуальные предприниматели, которые открывают мини-цеха, мини-фермы и так далее. У нас люди, ведущие свое дело, тоже могли бы воспользоваться субсидиями. Но они, похоже, даже если и осведомлены о существовании «дорожной карты», то представляют ее труднодоступной.

Порой медленный ход программы в регионе чиновники объясняют усложненной процедурой утверждения проектов. Но ведь в таких же условиях находятся предприниматели всей страны, потому подобные «отмазки» по меньшей мере некорректны. Да и потом при желании необходимую документацию можно собрать в короткие сроки. А вот ссылки на то, что изначально кредитный портфель жамбылских банков ниже, чем в других регионах, могут иметь под собой основание.

— Конечно же, банки проявляют осторожность, так как их кредитный портфель в недалеком прошлом изобиловал проблемными заемщиками, — говорит Е. Хван.

Но сказать, что банки второго уровня совсем уж не кредитуют, тоже нельзя. Напротив, сейчас они заинтересованы в привлечении интересных проектов, о чем свидетельствует активная рекламная политика в СМИ.

Шухрат ХАШИМОВ,
Виктор БАРБАШ (фото)

Комментарии закрыты.