The news is by your side.

Вооружиться знанием и… добротой

Чтобы противостоять экстремизму, важно преодолеть невежество и равнодушие

Мировое сообщество, накопив за свою историю огромнейшую систему разносторонних и полезных знаний, к сожалению, не может пока использовать этот фундаментальный багаж для создания надежного иммунитета против такой угрозы, как терроризм, явления, превратившегося в глобальную проблему общества и государства. Обзор истории терроризма позволяет понять, что вне зависимости от мотивов использования методов он в любые времена сопряжен с агрессией, жестокостью, отрицанием общечеловеческих ценностей. 

Как противостоять этому злу? Что надо делать государственным органам и гражданам, чтобы предотвратить беду в нашем общем доме? Что является социальной подпиткой терроризма? Эти вопросы мы обсудили с профессионалами в ходе круг-лого стола в редакции газеты «Знамя труда». Наши собеседники — эксперт антитеррористического центра областного департамента КНБ Батырбек Атамкулов, заместитель начальника управления по борьбе с экстремизмом ДВД Науатбек Калымбетов, инспектор центра изучения проблем религий Арман Сарсенбаев, психолог центра реабилитации при областном управлении по делам религий Багдаулет Тилеуханов, заместитель директора по воспитательной работе гимназии № 24 города Тараза учитель истории, права, основ светскости и религиоведения Гульнар Лаикова.

Кукен Оршабеков:

— К сожалению, в последние несколько лет проблема терроризма имеет тенденцию к устойчивому росту. Не обошла эта беда и Казахстан. Мы помним о событиях, случившихся на западе нашей респуб-лики, тяжело вспоминать и о том, что произошло в Таразе в ноябре 2011 года. По своим масштабам, направленности и тяжести последствий терроризм наиболее опасен для государства и отдельных граждан. Он ведет к дестабилизации, создает атмосферу страха в обществе. Будучи крайней формой выражения социального, этнического, религиозного радикализма и экстремизма, терроризм не склонен останавливаться ни перед чем для достижения своих целей. Поэтому чрезвычайное значение приобретает задача координации усилий в борьбе с терроризмом. Хотелось бы узнать от специалистов спецслужб о том, что предпринимается ими в данном направлении.

Батырбек Атамкулов:

— Террористические и экстремистские проявления несут реальную угрозу безопасности государственных устоев и граждан. Поэтому во всем мире ищут новые, более эффективные методы противодействия им. В Казахстане сформирована законодательная база, ужесточено наказание за террористические преступления. У нас в стране борьба с терроризмом ведется в трех направлениях: профилактика радикальных идей, выявление и пресечение террористических угроз, минимизация последствий в случае, если террористический акт все же произошел.

В 2014 году была создана антитеррористическая комиссия при областном акимате. Председателем комиссии в настоящее время является глава региона Аскар Мырзахметов. Если раньше государственные и правоохранительные органы занимались вопросами противодействия религиозному экстремизму и терроризму самостоятельно, каждый в отдельности, то комиссия их всех объединила. Для пресечения радикальных проявлений в районах созданы оперативные штабы по борьбе с терроризмом, куда входят представители силовых структур. Возглавляет областной штаб начальник департамента КНБ по Жамбылской области Чапай Самаков.

Я очень часто езжу по районам и посещаю культовые заведения, общаюсь с прихожанами. Могу сказать, что работа всех вышеперечисленных организаций дает свои плоды. Активно подключились к делу и религиозные объединения.

Индира Боташева:

— Возможно ли говорить о каких-то успехах в противодействии экстремизму? Можно ли утверждать, что не стоит ожидать реальной угрозы от представителей радикальных течений? И чем же подпитываются всевозможные экстремистские и террористические группировки?

Батырбек Атамкулов:

— Зачастую подпитывает эти негативные проявления неблагополучная социальная среда. Причин много: это и безработица, особенно среди молодежи, это и отсутствие собственного жилья, молодым людям зачастую негде проводить досуг. Эти проблемы со стороны государства находят свое решение.

Когда у человека проблемы в жизни, он не знает, куда пойти и как поступить. В таких ситуациях зачастую многие ищут утешения в религии и при этом нередко попадают в сети к «ловцам душ». А те поначалу материально помогают, а затем зомбируют человека, делая из него послушное оружие для осуществления своих замыслов.

В этой связи мы рассчитываем на помощь со стороны общественности. Журналисты и гражданские активисты должны помочь населению раскрыть истинное лицо радикала. В особенности это касается сельской молодежи. К примеру, когда наступает священный месяц Рамазан, газеты публикуют расписание поста. На этой же полосе можно было бы опубликовать материал о том, какие признаки выдают радикально настроенного человека.

Арман Сарсенбаев:

— Особенностью межконфессиональных отношений в Казахстане стало возрастание роли религии в жизни общества за последние несколько лет. По религиозной принадлежности людей можно разделить на несколько групп: это истинно верующие, те, кто действительно соблюдает каноны религии; это агностики, которые верят в сверхъестественную силу; а также атеисты, отрицающие существование Бога. С философской точки зрения, атеизм — тоже одна из форм веры.

Вообще термин «терроризм» означает насильственные действия с целью устрашения, навязывания определенной линии поведения. А экстремизм — это выход за рамки дозволенного.

И надо отличать деструктивные религиозные течения от экстремистских. В Казахстане деятельность экстремистских организаций запрещена. А деструктивные религиозные течения пытаются дестабилизировать внутриполитическую ситуацию, нарушить социальный строй нашего государства. Их представители не признают мазхабов, они против переливания крови, вакцинации, прохождения воинской службы. Не исполняя свои гражданские обязанности, они умело пользуются гражданскими правами. На все доводы парируют статьей Конституции РК, которая дает право на свободу вероисповедания.

В 2011 году был принят Закон «О религиозной деятельности и религиозных объединениях». Согласно закону никто не имеет права по мотивам своих религиозных убеждений отказываться от исполнения обязанностей, предусмотренных Конституцией и законами Республики Казахстан. Правовым документом регулируются в том числе миссионерская деятельность и распространение религиозной литературы. По закону запрещено принудительно вовлекать и агитировать за свою религию. Кроме законов приняты государственные программы по противодействию терроризму и экстремизму, а также Концепция государственной политики в религиозной сфере на 2017 — 2020 годы.

Сегодня среди деструктивных течений особую опасность представляют псевдосалафиты, которые по-своему интерпретируют религиозные каноны. Псевдосалафиты определяют джихад как войну против неверующих. На самом деле джихад означает достижение какой-либо цели на пути к Всевышнему, борьбу со своими пороками.

Процесс вербовки у них поставлен на системную основу. Психологи выделяют три вида вербовки: через знакомого человека, незнакомого и на публичных мероприятиях. Насторожитесь, если ваш знакомый стал чаще видеться с вами и говорить о Боге, о трудностях в жизни. Неожиданно могут подойти к вам на улице и незнакомые люди с вопросами о вере в Бога. О Всевышнем с вами могут заговорить и на каких-то публичных мероприятиях. И хотя в обществе сложились определенные стереотипы насчет внешнего вида псевдосалафитов, надо знать, что они могут умело маскироваться, и порой бывает трудно найти в их облике признаки, указывающие на приверженность к нетрадиционным религиозным течениям. Так что будьте осторожны!

Диана Калманбаева:

— Как уже отмечено, объектами вербовки чаще всего становятся молодые люди. В этой связи хотелось бы узнать, как обстоит дело с религиозным просвещением в наших школах. Получают ли наши дети необходимые знания, чтобы отличить добро от зла?

Гульнар Лаикова:

— В моей компетенции как учителя истории, права, основ светскости и религиоведения формирование религиозной культуры учащихся и работа с родителями. У нас составляется ежегодный план, по которому мы проводим открытые мероприятия, классные часы. Мы, педагоги, с утра до вечера находимся рядом с детьми, изо дня в день прививаем необходимые знания по основам религиоведения. Но к специалистам религиозной сферы они прислушиваются больше. Мне понравилось, как работает управление по делам религий. Если раньше мы искали компетентных лекторов, то в этом году они сами к нам пришли. И естественно, дети с большим интересом слушали их выступления, задавали вопросы.

Но вот с родителями наших учеников работать становится сложнее. Ведь они люди со сформировавшимися убеждениями, некоторые из них с агрессивными проявлениями. Недавно мы столкнулись с такой ситуацией. Отец одного из учеников обратился к администрации гимназии с просьбой освободить сына от занятий для участия в жума-намазе — пятничной молитве. Мы объяснили родителю, что Закон «Об образовании» обязателен для всех, и никто не вправе лишать ребенка его права на образование. Папа, конечно, ушел недовольным. Но, по крайней мере, он понял и принял позицию школы. Хотя в последние годы стало больше семей, религиозно ориентированных. Приходят мамы, укутанные с ног до головы, папы с бородками, в укороченных брюках. И поведение у них демонстративное. Всем своим видом они показывают неприятие светских норм. Конечно, этим семьям, их детям мы уделяем особое внимание.

У нас одна девочка в школе училась, ходила в хиджабе. Мама у нее идеологически подкованная. У нас ежегодно родители подписывают документ о согласии с правилами внутреннего распорядка и требованиями к единой форме. Так вот эта мама свое согласие давать категорически отказалась. Мы, конечно, с ней работали, обращались за поддержкой в компетентные органы. Но, по большому счету, у нас на руках из документов были только правила внутреннего распорядка и требования к единой форме. А с такими лояльными документами убедить кого-то в своей правоте очень сложно. Пришлось маме объяснить, что ребенок своим внешним видом тоже ведет скрытую пропаганду религиозных убеждений. Тогда нам удалось отстоять свою позицию. Но работать становится все сложнее, так что педагоги рассчитывают на поддержку со стороны компетентных государственных органов.

Бакдаулет Тилеуханов:

— В центре реабилитации при областном управлении по делам религий сформирована группа из числа теологов, психологов и юристов, которая проводит встречи с представителями нетрадиционных течений. На первый взгляд кажется, что многие из них хорошо подкованы в религиозных и юридических вопросах. Но при более тесном общении выясняется, что они заблуждаются в толковании многих вопросов, потому как источником информации для них служит Интернет, а это сегодня площадка для вербовки.

Наша группа несколько месяцев подряд регулярно встречается с радикально настроенными людьми, с их семьями. Главная цель — переубедить, разъясняя постулаты традиционного ислама. Пытаемся выявить последователей нетрадиционных течений среди жамагата в мечетях. Религиоведы общаются с ними, читают лекции перед пятничным намазом. Во всех мечетях установлены камеры видеонаблюдения для обеспечения безопасности.

Не секрет, что последователи нетрадиционных течений в основном занимаются торговлей. Поэтому разъяснительная работа ведется также на базарах и в торговых домах. Псевдосалафиты не сразу призывают людей вступить в их группу. Беседу они начинают издалека. Убеждают других, что общество духовно разложилось, что в жизни нет справедливости. Им важно, чтобы человек почувствовал себя ненужным, беспомощным. При разговоре с псевдосалафитами мы приводим примеры из сур Корана, аятов, хадисов и на их же языке объясняем, в чем именно они заблуждаются. И этот момент — по преодолению невежества, непонимания, псевдознания — один из ключевых.

Еще одна причина, по которой люди попадают в опасные сети, — материальные и бытовые проблемы в семьях, личной жизни. Поэтому при реабилитации последователей нетрадиционных течений мы нацелены на полную социализацию. При поддержке областного управления координации занятости и социальных программ они обретают специальность, трудоустраиваются.

 

  • Отсчет времени для террористических актов в Казахстане начался относительно недавно. 
    Теракт, потрясший страну, произошел 12 ноября 2011 года в Таразе. В этот день героически погиб, набросившись на преступника, капитан полиции Газиз Байтасов. Пострадали и мирные граждане. 
    За период с 2014 года спецслужбами предотвращено 78 террористических актов. 
    Только за два месяца 2016 года во время терактов в Актобе и Алматы погибли 37 человек. 
    За семь лет в Казахстане произошло 14 терактов, в результате которых погибли 90 человек, в том числе и сотрудники правоохранительных органов. 
    За последние четыре года из зон террористической активности вернулись 125 человек, 57 из них осуждены. Кроме того, из сомнительных теологических учебных заведений отозваны и возвращены на родину 384 студента.

 

Батырбек Атамкулов:

— Как известно, в первые годы независимости Казахстана был наплыв миссионеров и вербовщиков различных мастей. Наше сознание еще не было готово к обману. Мы считали, что если человек молится, ходит в мечеть, он не будет лгать, делать зла. Миссионерам верили, за ними шли. Но со временем все прояснилось, и государство, и люди разобрались в том, кто действительно несет правду, а кто преследует коварные цели. Мы узнали, какие зарубежные учебные заведения преподают нетрадиционный ислам, и отозвали из них своих студентов. И сейчас я не могу сказать, что из-за рубежа есть прямое влияние. Сейчас влияние идет большей частью через Интернет. Допустим, кто-то хочет больше про ислам узнать, заходит в Интернет. Хорошо, если человек на официальные сайты попадает, а ведь может и на деструктивный сайт попасть и начать эти «знания» скачивать. И мы этого не можем увидеть. Сейчас для радикализации человеку не нужно куда-то ходить — в мечеть или на собрания. Он может спокойно впитывать идеологию из Интернета, дома зомбироваться. А окружающие даже не будут догадываться о его взглядах и настроениях. Вот в чем сейчас проблема.

Инфекция, конечно, распространилась, но мы уже лечим людей, находим нужные средства, прививаем иммунитет. Ведем работу, чтобы население знало, откуда идет опасность. Активных лидеров изолируем от общества. И еще раз повторю, противодействовать чуждому влиянию мы должны всем обществом.

Был такой случай: наша молодая землячка через Интернет познакомилась с молодым человеком из Сирии. Завязалась переписка, симпатии друг к другу появились, большие чувства. Вскоре он сделал предложение о замужестве. Девушка собралась к любимому за границу. Мы провели с ней большую разъяснительную работу, уберегли от опрометчивого шага. А вот колледж, где она училась, от нее отказался. Мол, зачем им нужна проблема, влияющая на показатели.

Вместо того чтобы поработать с человеком, вселить в него надежду, некоторые чинуши стараются побыстрее избавиться от него. В результате человек оказывается никому не нужным. Или девочки в платках. Неизвестно, чего ждать, вот и избавляются от них в школе, как от троечников перед ЕНТ, чтобы не портили показатели. Это, конечно, не система, но проблема существует, и ее надо решать.

Вот например, в одном из сельских округов был верующий, придерживающийся взглядов запрещенной экстремистской организации «Таблиги жамагат». Никто не интересовался, как и на что он живет, да и сам он ни с кем не общался. Когда однажды к нему пришел аким округа и стал выяснять, как он живет, какие у него проблемы, нужна ли помощь, мужчина расчувствовался: «Оказывается, в этом государстве я кому-то нужен». А ведь из-за внешнего вида его не брали на работу даже в котельную: дескать, а вдруг взорвет. Как позднее выяснилось, человек он вполне адекватный, сознание не зашоренное всякими радикальными установками. Его устроили на работу кочегаром, жену — уборщицей. Дали материальную спонсорскую помощь — муку, уголь. И человек потянулся к людям, стал общаться. Сейчас ходит на субботники, на свадьбы, дни рождения, втягивается в коллектив, в светский образ жизни.

Поэтому не стоит бояться людей, отличающихся от других своим внешним одеянием. Не надо их сторониться и отталкивать. Ведь это наши люди, просто заблудившиеся, и мы должны их вернуть в свое сообщество.

От редакции

В ходе обсуждения злободневной темы спикеры отметили, что в борьбе с экстремизмом и терроризмом нужны скоординированные, согласованные действия всех государственных структур и общественности. Конечно, наивно рассчитывать на скорое и тем более силовое искоренение этой крайне опасной для человечества психологии, но работать в этом направлении надо. И делать это надо тонко, грамотно и методично. Нельзя допустить, чтобы умами наших людей завладела чуждая, агрессивная по сути идеология. А для этого нам всем нужно быть внимательными к своему окружению, как говорится, и к ближним и дальним, и быть готовыми протянуть руку помощи человеку, его семье, оказавшимся в беде. Неравнодушие и искреннее желание помочь им, помимо трепетного и ответственного отношения к своим обязанностям, требуются и от представителей госорганов. Вовремя посодействовать с трудоустройством, получением пособий или зарплаты, решением других социальных проблем — все эти вопросы должны разрешаться без проволочек и волокиты. Тогда и обиженных, недовольных людей будет меньше, как и желающих уйти в омут деструктивного учения.

Индира БОТАШЕВА,
Диана КАЛМАНБАЕВА,
Кукен ОРШАБЕКОВ,
Виктор БАРБАШ (фото)

Комментарии закрыты.